Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль стереотипов в восприятии окружающей действительности и межличностных контактах.
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Личный опыт общения с представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как норма. В зависимости от способов и форм их использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. С одной стороны, стереотипы экономят наше мышление, а с другой, когда стереотипов очень много, делают его жестким и примитивным. Обычно стереотипы формируются в результате негативных контактов. Поэтому здесь можно говорить о постоянном сравнении себя с окружающими. Разделяют автостереотипы («мы такие») и гетеростереотипы («они такие»). В контексте межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением. (Например, существует стереотип, что «таджики и узбеки отнимают рабочие места на рынке труда». Мы тем самым ищем себе психологическое оправдание в том, что не можем найти работу, несмотря на то, что также не имеем образования, денег и тд. Но осознание себя как «русского», а его как «таджика» в силу стереотипов накладывает определенный отпечаток). Главным фактором в возникновении предрассудков является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Эти же факторы определяют и такую распространенную форму предрассудков, как ксенофобия – неприязнь к иностранцам. 3.14. Объясните сущность понятий «этноцентризм», «ксенофобия» и «аккультурация», и назовите основные формы их проявления. Этноцентризм - психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, а другие недооцениваются. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой. Отсюда появляется такое понятие, как «гримасы политкорректности»). Такая попытка соблюсти все интересы ведет к возникновению абсурдных ситуаций, часто доходящих до крайности. Ксенофобия – это одна из форм предрассудков, которая проявляется в виде ненависти, нетерпимости или неприязни к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному(иностранцам, представителям субкультур), как непонятному, непостижимому, а поэтому опасному и враждебному. Проявляется от интуитивного неприятия до агрессивных выпадов. Аккультурация – процесс освоения чужой культуры, адаптации к ней; в связи с этим - изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, ценностнях установок индивида.(инкультурация- освоение своей культуры) Основные формы (стратегии) аккультурации: Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности другой культуры, при этом отказываясь от своих норм и ценностей. Сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей.(приехал в чужую страну, общаюсь только со своей диаспорой) Маргинализация – означает потерю идентичности с собственной культурой, но при этом и отсутствие идентичности с культурой большинства (). Исключительно биологическое существование. Интеграция – идентификация как со старой, так и с новой культурой. Данная форма скорее утопична. Проблема возникновения подобного рода явлений стоит очень остро в современном мире, особенно в эпоху глобализации, когда максимально стираются все возможные границы. Это приводит к отрицанию ценностей чужой культуры, ведет к культурной самоизоляции и межэтнически
|