Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика культуры в постклассической западной философии




  Постклассическая философия выразилась разрушением прежних классических моделей культуры. Это было связано с наступившим разочарованием в возможностях человеческого разума. В противоположность рационалистическому пониманию культуры во второй половине 19 – начале 20 века приходят иррационалистические подходы, для которых характерно обращение к человеческим страстям, чувствам, воле, инстинктам. Противопоставление классике обозначилось в критике идей европоцентризма, теории линейной эволюции, возникли концепции «локальных цивилизаций» (О.Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин, А.Тойнби и др.). Понимание культуры складывалось в этот период как осознание кризиса культуры, разрыва между природой и культурой. Кризис культуры осознавался как распад ее внутреннего единства (Ф.Ницше, З.Фрейд, К.Юнг и др.).   Освальд Шпенглер (1830-1936) – немецкий философ, культуролог, математик.В работе «Закат Европы» сформулирована оригинальная культурофилософская концепция, о которой до сих пор ведутся теоретические споры. Базовыми понятиями этой концепции являются «культура» и «цивилизация», которые философ понимает нетрадиционно, вкладывая в эти слова особый смысл.Культура для него есть нечто, лежащее между жизнью и смертью, противостоящее им и соединяющее их. В культурной деятельности жизнь омертвляется. Жизнь – это источник энергии, непрерывно возобновляющийся инстинкт. Подобно цветку, который приносит в мир свою особую красоту, всякая культура несет в себе свою особую идею. Эта идея составляет душу культуры. Как у каждого человека, так и у каждой культуры есть своя душа. Культура – это тело, в которое облекается душа. «Культура умирает, когда ее душа осуществила всю сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук» [Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Акад. кн., 1993]. Как только это произошло, культура внезапно коченеет, она становится цивилизацией – как иссохшее дерево, еще столетиями топорщит свои гнилые сучья. О. Шпенглер выделил восемь великих культур: египетская, античная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, мексиканская, западная. Россия для него – таинственный мир, в которой возможно рождается душа еще одной великой культуры. Каждая культура имеет свой стиль, присущий ей от рождения до гибели – большой стиль. Стили искусства – готика, барокко, романтизм и др. – это фазы развития большого стиля. Стили культуры изменяются в ходе развития культуры. Души культур не бессмертны. Истощив свои творческие силы, они умирают. Ничто не может спасти западный мир. Цивилизация есть нечто ставшее, тогда как ранняя стадия культуры – становление. Цивилизация – завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а неподвижность – это смерть. Жизнь – центральное понятие концепции культуры О.Шпенглера.   Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основатель психоаналитической культурологи.З.Фрейд считал, что индивидуальная свобода не является достижением культуры. Она была максимальной еще до всякой культуры. Развитие культуры налагает ограничения на эту свободу. Жажда свободы или направлена против отдельных форм и притязаний культуры, или – вообще против культуры.Термин «культура» вбирает в себя всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащая двум целям: защите человека от природы и урегулирования отношений между ними. Культура – это система догм и запретов, которая, во имя интересов общества, сдерживает стремление человека к свободе.Человек стремится найти счастливое равновесие между индивидуальными требованиями и культурными потребностями общества. Одна из роковых проблем человечества заключается в том, достижимо ли это равновесие или этот конфликт останется непримиримым. Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать блага природы. Если человек отказывается от культуры в пользу наслаждений, то он лишается защиты, благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжелым грузом ложится на его психику. Человек склонен делать свой выбор в сторону культуры. Решающим является вопрос, возможно ли уменьшить для людей тяжесть жертвы. Подобные проблемы Зигмунд Фрейд поднимал в работах «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой», «Я» и «Оно».   Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ, один из основателей философии жизни, критик христианства и новоевропейской культуры, призывавший к переоценке всех ее ценностей. Философия жизни Ф. Ницше, по существу, является философией культуры. Критикой современной культуры Ф. Ницше описал угасание и кризис культуры Европы. Сытый буржуа уже не способен творить, ему безразличны возвышенные идеи. Все высокое в современном мире заменяется карьерой и деньгами. Главной ценностью Ницше считал жизнь. В основе жизни лежит воля. Очень ярко пульсирующая воля проявляет себя в искусстве. Ф. Ницше возвышал и поклонялся искусству, но презирал науку, считая ее полезным видом заблуждений. В искусстве, как и в целом в культуре, можно заметить проявление двух начал: дионисийского и аполлонического. Дионисийское начало – это источник непокоя, творческих мук, стихийного порыва, чувственности, иррационального. Это и есть жизнь. Аполлоническое обеспечивает гармонию, покой, критическое и рациональное. Существование этих двух начал объясняет противоречия жизни и культуры. Подчинение дионисийского аполлоническому порождает трагедию, которая проявила себя в современной христианской культуре. Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо вернуться к природе, которая научит человека жизни лучше, чем христианство и традиционная мораль. Современная культура – это победа аполлонического, которое вытеснило истинные ценности, обесценило разнообразие людей. В человеке творческое, интуитивное подавляется разумом и критическим анализом. Ф. Ницше выдвинул идею сверхчеловека, который освобожден от надуманных норм морали, он – творец, он несет ответственность только перед самим собой. Философ призывал человека саморазрушать в себе тварь во имя самосозидания творца. Подобные взгляды на культуру он высказал в своих трудах: «Антихристианин», «Рождение трагедии из духа музыки», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» и др.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал