Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славянофилы и западники. Их роль в истории России.






После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти Николай Iза годы своего тридцатилетнего правления постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. В условиях реакций и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. Родились два важнейших идейных течения 40х 19 века: западничество(Анненков, Боткин, Гончаров, Тургенев, Чаадаев, Герцен, Огарёв, Грановский) и славянофильство(Киреевский, Хомяков, Самарин, Аксаков). И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко выступали против крепостного права. Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, религиозности, стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали православную религию. Стать «самым христианским из всех человеческих обществ» - Хомяков. Особое внимание уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. Страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху, как было при земских соборах. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который сбил Россию с начертанного богом пути. Учение славянофилов содержит три принципа: православие, самодержавие, народность. Славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра Iвидели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Негативно относились к революции. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Их идеи пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьёзное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития

 

19.Основные течения общественно-политической мысли в России в конце XIX – начале XX вв. Особенности развития Российского капитализма.

Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу его объединения и возникновения рабочего движения. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами. Одним из требований стало создание государственной системы страхования.Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Правительство снова пошло по пути силовых мер. Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер. Под влиянием социал-демократии его участники все чаще наряду с экономическими выдвигают политические требования. Организации социал-демократии создаются в Петербурге (1895 г. - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», руководители: А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, В. И. Ульянов, Лев Мартов), в Москве (1894 г. - «Рабочий союз», 1898 г. - «Российская социал-демократическая рабочая партия», затем комитет РСДРП), а затем и по всей стране. С начала XX в. в рабочем движении намечается переход к массовым политическим выступлениям.Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха. Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800000 рублей.Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы; в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров.В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы происходило формирование будущих крупных общественных и государственных деятелей.

Политические партии: Кадеты: партия либерально - монархической буржуазии (ограниченная монархия, буржуазные свободы, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего вопроса) лидеры - Милюков, Шингарев, Набоков. Эсеры (нелегальная партия): социалисты революционеры. Возникли в результате объединения народовольческих групп. Левое крыло буржуазной демократии. Программа: демократическая республика, политические свободы, рабочее законодательство, социализация земли. Главное политическое средство - индивидуальный террор. Лидер - Чернов. РСДРП: российская социал-демократическая партия. Программа максимум - программа социалистической революции: замена частной собственности общественной, планомерная организация общественного производства, уничтожение деления общества на классы и ликвидация эксплуатации, установление диктатуры пролетариата. Программа-минимум: свержение самодержавия, установление демократической республики, 8-ми часовой рабочий день, полное равноправие наций с правом на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне. Лидеры: Ленин, Плеханов, Мартов.

Процесс монополизации российской экономики получил мощный импульс на рубеже XIX-XX веков. Кризис начала века, разорив массу слабых предприятий, ускорил процесс концентрации промышленных предприятий. Бурными темпами шел процесс акционирования. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 80-90-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции. Одновременно шло укрепление банков.Незначительным было участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль в этих процессах играли военно-феодальные устремления царизма. В целом же, несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладной экономикой. Наряду с высокоразвитой капиталистической индустрией большой удельный вес в ней принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

Характерной особенностью освободительного движения в России в этот период является распространение марксизма, формирование революционных партий. Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой «освобождение труда». Целями этой группы были распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К.Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий. В своих работах Плеханов вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Плеханов показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития. Плеханов считал, что переход к социализму пройдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Считал, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции. Группа «освобождение труда» много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революции и диктатуры пролетариата. Благодаря ее теоритическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца 19 – начала 20 века.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал