Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественные записи 1877--1894 ГГ. 4 страница
241 Пьеса " Фома", написанная Станиславским по повести Ф. М. Достоевского " Село Степанчиково и его обитатели", была показана впервые на сцене Немецкого клуба 14 ноября 1891 г. В заключение шли сцены в одном действии " В камере судьи" В. А. Слепцова (переделка Шкарина). Спектакль был поставлен Станиславским, ставшим с сезона 1891/92 г. фактическим руководителем Общества искусства и литературы. Чтоб избежать цензурного запрета, Станиславский вынужден был изменить название пьесы и имена действующих лиц. Так, Ростанев превратился в Костенева, Опискин -- в Оплевкина, Перепелицына -- в Курицыну, Коровкин -- в Букашкина и т. д. Переделка была разрешена цензурой к представлению как " сочинение Станиславского (Алексеева)", без упоминания имени Достоевского, но с указанием: " сюжет заимствован". На титульном листе цензурного экземпляра, хранящегося в Музее МХАТ и имеющего дату разрешения 11 января 1890 г., Станиславским сделана ироническая надпись: " Как обманывали цензуру". В спектакле " Фома" центральную роль дядюшки исполнял Станиславский, Фому -- А. А. Федотов, в остальных ролях были заняты А. Р. Артем, М. П. Лилина, В. В. Лужский. 242 Григорович Дмитрий Васильевич (1822--1899) -- писатель, автор широко известных произведений -- повести " Антон Горемыка", романов " Рыбаки" и " Переселенцы". Пьеса " Замшевые люди" (первоначальное название -- " Заноза") Обществом искусства и литературы не ставилась, так как автор, связанный обязательствами с дирекцией императорских театров, не имел возможности предоставить Обществу право первой постановки. 243 С. М. Винокуров под псевдонимом Михайлов играл роль Ягодкина (т. е. Ежевикина). 244 В программе фамилии Ильинской нет. Роль Курицыной (Перепелицыной) играла А. Ф. Смоленская. 245 Роль дядюшки, по словам самого Станиславского, имела для него как артиста " совершенно исключительное по важности значение". Он достиг в этой роли полного внешнего и внутреннего перевоплощения, предельного слияния с образом (см. Собр. соч., т. 1, стр. 138--139). " Бесхарактерный полковник в его исполнении живет на сцене с поразительной правдивостью, и вы минутами готовы поверить, что перед вами не актер, а сам полковник", -- говорится в рецензии в журнале " Артист" (1891, No 18, стр. 127). " В роль Ростанева он вложил такую массу таланта, был так прост, так естествен, -- писал другой критик. -- Верхом совершенства была у него сцена изгнания Фомы... Я смело заявляю, что русское общество теряет очень много от того, что такой художник, как г. Станиславский, подвизается на частной сцене" (" Развлечение", 1891, 1 декабря). 246 " Мейнингенщиной" А. Ф. Федотов в данном случае называет приемы введения в спектакль пауз, световых и звуковых эффектов, которые, по замыслу Станиславского, должны были создать нужное сценическое настроение. Эти " звуковые паузы" Станиславского отмечались в рецензиях. " Перед падением занавеса [в конце второго действия. -- Н. Ч. ]сцена некоторое время остается пуста. Сад залит лунным светом, щелкает соловей, за сценой лают собаки и раздаются крестьянские песни" (" Русские ведомости", 1891, 16 ноября). Разработка этой паузы дается Станиславским в заключительной ремарке второго акта, снабженной его режиссерскими замечаниями (см. режиссерский экземпляр " Фомы" в Музее МХАТ). 247 Действительно, П. И. Кичеев в своей заметке о спектакле в " Московском листке", отдав дань художественности исполнения, слаженности ансамбля и прекрасному качеству декорации второго действия (исполненной К. А. Коровиным), отрицательно отнесся к идее инсценировки этой повести вообще и указал, что переделка Станиславского " решительно лишена сценического движения". 248 В программе спектакля 30 декабря 1891 г. указано, что после " Бесприданницы", в которой, как и прежде, Станиславский исполнял роль Паратова, должна была итти с его участием " Тайна женщины". 249 Летом 1891 г. Общество искусства и литературы переехало в новое помещение на Волхонке (дом Спиридонова). 250 Фигнер Николай Николаевич (1857--1919) -- известный оперный артист, тенор. 251 Станиславский был приглашен участвовать в гастрольном спектакле группы актеров Малого театра (Г. Н. Федотова, О. О. Садовская, А. А. Яблочкина и Ф. Ф. Левицкий) в Рязани в пользу артиста Левицкого. Шла комедия в четырех действиях Вл. И. Немировича-Данченко " Счастливец", из репертуара Малого театра. Станиславский играл роль художника Богучарова, А. А. Федотов -- капитана Тюльпанова. 14 мая 1892 г. " Счастливец" шел в городском театре в Ярославле в исполнении артистов Малого театра. Станиславский вместо заболевшего Южина исполнял игранную им прежде роль Богучарова. Рассказывая в " Моей жизни в искусстве" о своем участии в спектакле в Рязани, Станиславский, по-видимому, объединил в своих воспоминаниях обе поездки -- в Рязань и в Ярославль. 252 Яша -- Гремиславскнй Яков Иванович (см. прим. 70). 253 В письме из Рязани к М. П. Лилиной С. А. Кошелева писала: " Скажи Константину Сергеевичу, чтобы он не отчаивался и не думал, что провалился. Все, кого я знаю, в восторге от его игры". 254 Весной 1892 г. " Счастливец" был поставлен с благотворительной целью в доме Алексеевых у Красных ворот, при участии артисток Малого театра Г. Н. Федотовой, О. О. Садовской, А. Н. Ермоловой-Кречетовой и артистов Общества искусства и литературы Станиславского, Лилиной, А. А. Федотова, Лужского и других. Дата 27 марта устанавливается по материалам архива Лужского. 255 " Последняя жертва" А. Н. Островского была поставлена силами артистов Малого театра и Общества искусства и литературы 31 октябре 1893 г. в зале Дворянского собрания в Туле. Станиславский играл роль Дульчина. Позднее, в феврале 1894 г., " Последняя жертва" была поставлена Станиславским на сцене Общества. | Начиная с данной заметки записи Станиславского публикуются впервые. 256 О знакомстве с Л. Н. Толстым в доме Николая Васильевича Давыдова Станиславский рассказывает в книге " Моя жизнь в искусстве" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 139--142). Толстой говорил Станиславскому: " Доставьте радость старику, освободите от запрета " Власть тьмы" и сыграйте! " Он согласился с предложением Станиславского объединить два варианта четвертого акта с тем, чтобы устранить " остановку действия в самый кульминационный момент драмы". Н. И. Тимковский в письме к Станиславскому от 14 апреля 1895 г. сообщает: " Вчера я виделся с Л. Н. Он сказал мне, что разрешает Вам делать с " Властью тьмы" что угодно и что Вы его можете видеть, когда хотите". Постановка " Власти тьмы" была осуществлена Станиславским лишь в 1902 г. на сцене Художественного театра. 257 Спектакль " Уриэль Акоста" К. Гуцкова был поставлен 10 декабря 1893 г. в Туле, в зале Дворянского собрания. Исполнителями, за исключением Станиславского, игравшего роль Де Сантоса, были актеры Малого театра. Под печатной программой рукой Станиславского приписано: " Панова, Ухов, Яковлев, Арбенин, Поль, Полянская -- молодые артисты Малого театра". В 1895 г. " Уриэль Акоста" был поставлен в Обществе искусства и литературы; Станиславский был режиссером спектакля и исполнителем заглавной роли. 258 9 октября 1894 г. в городском театре в Ярославле состоялось гастрольное выступление Станиславского в роли Жоржа Дорси в пятиактной комедии В. Дьяченко " Гувернер". Роль Дорси незадолго до этого была сыграна Станиславским в Обществе искусства и литературы. Как писала газета " Ярославские губернские ведомости" от 11 октября 1894 г., " Станиславский поистине воскресил перед нами этот, уже отживший в наше время, тип француза-гувернера в богатой помещичьей русской семье. Прекрасный грим, прекрасные манеры и отличный французский прононс как нельзя более способствовали полному успеху г. Станиславского. Отсюда понятна та восторженная овация, которую устроила публика своему любимцу не только во время исполнения им роли, но даже и по окончании ее"... 259 Гастрольное выступление Станиславского в роли Паратова в ярославском городском театре. На афише и программе указано, что 11 октября 1894 г. представлена будет " Бесприданница" " с участием в последний раз известного московского артиста-любителя К. С. Станиславского".
[МНЕНИЯ О ПЬЕСАХ] Печатается впервые, по рукописи, не имеющей заглавия и датировки (No 1537). Летом 1896 г. Станиславский был занят подготовкой репертуара к сезону 1896/97 г. и решением ряда организационных вопросов в связи с предполагаемым расширением деятельности Общества искусства и литературы и превращением любительской труппы в профессиональный театр. Намечалось снятие помещения театра Я. В. Щукина в Каретном ряду, где в течение двух с половиной месяцев должны были итти регулярные спектакли Общества (в этом помещении в 1898 г. открылся Художественный театр). Среди записей Станиславского, относящихся к 1896 г., имеется " Список пьес для памяти"; в нем перечислены многие драматические произведения, в том числе и пьесы, упоминаемые в данной публикации. Ни одна из пьес, на которые Станиславский дает отзывы в публикуемой рукописи, не была включена им в репертуар Общества искусства и литературы. Лишь " Трактирщица" (" Хозяйка гостиницы") К. Гольдони была дважды поставлена им на сцене Художественного театра (в 1898 и 1914 гг.). Записывая свои мнения о пьесах, Станиславский почти во всех случаях приводит краткий пересказ их фабулы, который, как правило, опускается нами при публикации. 1 В спектакле МХТ 1898 г. " Трактирщица" шла в один вечер со " Счастьем Греты" Э. Мариотта. Позднее, в 1914 г., " Хозяйка гостиницы" шла самостоятельно, без добавления второй пьесы. 2 Желябужская (Андреева) Мария Федоровна (1872--1953) -- актриса и общественный деятель. Начала свой артистический путь в 1894 г. в Обществе искусства и литературы, где сыграла ряд ответственных драматических ролей (Юдифь -- " Уриэль Акоста", Лариса -- " Бесприданница", Геро --" Много шума из ничего", Раутенделейн -- " Потонувший колокол"). С 1898 по 1905 г. -- артистка МХТ. 3 Желябужский Андрей Алексеевич участвовал в спектаклях Общества под псевдонимом Андреев. 4 По-видимому, Левитский Александр Михайлович, вступивший в сезоне 1890/91 г. в состав любительской труппы Общества. 5 Опера А. Понкиелли " Джиоконда" была написана на сюжет драмы В. Гюго " Анджело".
|