Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная структура и её динамика.
Социальная стратификация – это философско-социологическая категория, обозначающая структуру обще- ства и его компонентов в их развитии, систему признаков социального рас- слоения. Критерием социальной стратификации являются различия между группами людей по их социальному положению, национальности, возрасту и т. д., мобильность этих различий, то есть постоянные перемещения людей и социальных групп внутри социального пространства. Социальная стратис- факция – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерар- хическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и при- вилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социаль- ных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и много- численны. Однако ключевыми среди них, на наш взгляд, являются социаль- ные слои, национальная и возрастная формы, ибо они, в известном смысле, определяют другие формы: поселенческую, политическую, семейную, про- фессиональную и др. В данной главе мы остановимся на социальных слоях, нациях и политической организации общества., ибо эти формы более мо- бильны, чем поселенческая, возрастная, семейная и т.д. Понятие " социальный слой" в современной социологической, фило- софской и исторической литературе многозначно. Оно применяется для оп- ределения самых различных систем и подсистем: социальные группы, разли- чающиеся по демографическим критериям, социальные различия между мужчинами и женщинами, различные возрастные группы, социальные груп- пы, выделяемые по роду занятий (инженеры, врачи, учителя и др.), по квали- фикации и т.д. В настоящее время в странах Запада широко используется в рассматри- ваемом аспекте метод деления общества на три социальных слоя в зависимо- сти от объема доходов каждого из них: высший, средний и низший. Высший слой — это люди, имеющие очень высокие доходы: банкиры, рантье, вла- деющие большим капиталом, государственные чиновники очень высокого ранга, крупные ученые, изобретатели, преуспевающие юристы и врачи, про- фессура, это примерно, 10—15% населения. Средний слой — основная масса населения — 70% и более. Это люди, имеющие средние и выше среднего до- ходы за счет оплаты квалифицированного труда, мелкой и средней собствен- ности: основная масса интеллигенции, квалифицированные рабочие, управ- ленцы и т.д. И, наконец, низший слой — безработные эмигранты, рабочие низкой квалификации и др., также 10-15% населения. Средний слой — это самая большая часть населения, определяющая при равных условиях судьбу выборов органов государственной власти и го- сударственного ___________управления. Тенденцией цивилизованных стран современно- сти является увеличение доли среднего слоя в населении страны. Возможно, такой чисто экономический метод является целесообразным в странах с высокой производительностью труда, высоким общим жизнен- ным уровнем населения, высоким благосостоянием его массы, ее уверенно- стью в завтрашнем дне и относительно устойчивым социальным состоянием. В ряде других стан с гораздо более низким жизненным уровнем населения, большей социальной мобильностью и социальной взрывоопасностью такой метод вряд ли приемлем. Так, в Российской Федерации вообще нет такого социально устойчивого среднего слоя, составляющего основную массу населения. В странах, где ос- новная масса населения - бедные и нищие (более 60% – 32 млн. нищих и еще 44 млн. еле сводят концы с концами, где все бродит и бурлит и неизвестно ко- гда образуется, и образуется ли желаемый, благополучный и спокойный сред- ний слой, такой метод сегодня не приемлем. Он не дает четкого представления о социальной структуре общества, а без него нельзя научно обоснованно управлять социальными процессами. Без этого неизбежны грубые просчеты и ошибки, которые чреваты непоправимыми последствиями. Помимо этого, в недавнем прошлом государством проводился курс на усреднение официально получаемых доходов, что часто вело к разрыву дохо- дов и оплаты по качеству и количеству труда. В современных условиях диф- ференциация по доходам скачкообразно возросла. При этом вследствие воз- росшей криминогенной обстановки, злоупотребления и массового укрытия доходов и неуплаты налогов, фантастический процесс роста крупнейших со- стояний часто идет вне связи с качеством, количеством и общественной по- лезностью труда, что имеет весьма негативные последствия для развития об- щества. Традиционный метод классового подхода к анализу социальной струк- туры общества некоторые наши публицисты в процессе массовой критики марксизма-ленинизма отнесли к Марксу и Ленину. С этим нельзя согласиться. Маркс и Энгельс не считали себя творцами теории классов и даже классовой борьбы. Теория разделения общества на классы имеет древнюю историю. Она восходит к Платону (IV в. до н.э.). Определенный вклад в нее внес видный представитель школы французских физиократов Ф. Кенэ (XVIII в.). Он выде- лял три общественных класса: земледельцев, собственников и бесполезный класс. И, наконец, основатели английской классической политической эконо- мии Адам Смит и Давид Рикардо. Адам Смит — один из выдающихся умов XVIII века — фактически соз- дал теорию классов. Анализируя общественно-экономические явления своего времени, он определяет основные категории процесса развития общества: классы, разделение труда, обмен, меновая и трудовая стоимость, доходы ос- новных классов. " К одному и тому же классу, — писал он, — должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из са- мых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писатели, ак- теры, танцовщики и пр...” К числу основных классов своего времени Смит относит капиталистов, рабочих и земельных собственников. Учение Смита продолжает и развивает лидер английской буржуазии конца XVIII — начала XIX веков Давид Рикардо. Он считал капиталистический строй незыблемым и вечным и утверждал, что личный интерес является единственным двигателем прогресса. Вместе с тем, исходя из теории трудовой стоимости, Д. Рикардо указывал на противоположность классовых интересов капиталистов и рабо- чих, ибо понижение заработной платы повышает прибыль. Во избежание со- циальных потрясений Рикардо призывал капиталистов к умеренности в погоне за повышением прибыли. К. Маркс и Ф. Энгельс приняли в целом учение А. Смита и Д. Рикардо о классах, и использовали его в своей теории социалистической революции и диктатуры пролетариата. Они не создавали, вопреки утверждениям некото- рых отечественных и зарубежных социологов и философов, своего нового учения о классах. Правда, на позиции Маркса и Энгельса, а позднее на по- зиции В. И. Ленина по вопросу о сущности классов оказало влияние откры- тое К. Марксом материалистическое понимание истории. В частности, оно сказалось на ленинском определении классов: классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреп- ленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваи- вать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Это определение, на наш взгляд, имеет ряд пре- имуществ перед несколько односторонним подходом к анализу стратифика- ции общества только по размерам доходов. Оно более правильно методоло- гически: учитывает генезис развития общества и позволяет более детально подойти к анализу социальных групп. Вместе с тем в данном определении излишне фетишизированы произ- водство, собственность, недооценивается культура, что не позволяет четко определить место интеллигенции в социальной системе, а ее роль в обществе и численность за последние десятилетия возросли в огромных размерах. Оно слишком категорично разделяет общество на эксплуататоров и эксплуати- руемых. Наконец, оно не учитывает возросшего многообразия современной стратификации, формирования новых социальных групп и распада старых традиционных групп, выделение в результате этого новых подсистем, ус- ложнение форм собственности и т.д. Нам представляется, что такой подход, так же как и подход трехслой- ного состава общества для современной России и ряда стран, находящихся в аналогичном экономическом, социальном и политическом положении, не подходит. Во-первых, потому, что социальные системы вообще очень дина- мичны. Их стабильность покоится на совокупности неустойчивых равнове- сий между системообразующими процессами. Неустойчивое равновесие ме- жду ними сохраняется до тех пор, пока сложившееся соотношение не под- вергается серьезным коррективам. Каждый элемент социальной системы подвержен внутренней эволюции, в одних случаях более, в других менее значительной. Во-вторых, социальное положение Российской Федерации (для анализа которого и предпринято освещение наших позиций в этом во- просе) и ряда других стран, в силу разрушения старого равновесия и уста- новления нового, связанных с ним кризисных положений экономики, поли- тической системы, морали является крайне неустойчивым, динамичным, маргинальным, диффузионным и взрывным. Происходит процесс разложе- ния на подсистемы старых социальных структур и формирование новых. Процесс этот не ровен и не однозначен. Так, прежний рабочий класс ранее был более или менее однороден. Сейчас рабочие государственных предприятий, рабочие акционированных предприятий и рабочие коммерческих предприятий существенно различают- ся по своему отношению к средствам производства по своей роли в органи- зации производства и по доле общественного богатства, которую они при- сваивают. То же самое можно сказать и о прежних колхозниках. Колхозники, а их в настоящее время много, работники акционированных сельскохозяйст- венных предприятий и фермеры явно представляют различные социальные группы. С интеллигенцией и ранее всё было запутано вплоть до анекдотиче- ских ситуаций: командир авиалайнера — рабочий, ибо он держит в руках штурвал или другим путем лично управляет самолетом, а штурман этого же лайнера — интеллигент, ибо он только прокладывает маршрут или следит за его выполнением в процессе полета. Да и вообще непонятно, почему интел- лигенцию считали " прослойкой" или " слоем", а не классом. Класс предпринимателей в странах переходного периода пока еще не сложился. Нельзя же считать современными предпринимателями " челноков" (их до революции 1917 г. называли " коробейниками") или спекулянтов, утаи- вающих в массовом порядке налоги. Исходя из изложенного выше, представляется целесообразным для анализа социальной стратификации данных стран в современный чрезвычай- но сложный период их развития использовать вместо категории класс – более гибкую категорию социальный слой. Нам представляется возможным дать следующее определение совре- менных социальных слоев в указанном выше значении: это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественной жизни, их роли в организации общественной жизни, характеру их труда, уровню культуры, способам получения и размерам той доли обще- ственного богатства, которой они располагают. Таким образом, категория “производство” заменяется категорией “об- щественная жизнь”, в которую входит и общественное производство, и ду- ховная культура, и социальная структура, и политическая организация. Заме- на категории “производство” категорией “общественная жизнь”, не отрицая роли и значения производства, позволит избегнуть его фетишизации. Введе- ние признаков характера труда и уровня культуры помогает определить роль и место интеллигенции, государственных служащих и духовенства в соци- альной стратификации. Снятие жёсткого деления на эксплуататоров и экс- плуатируемых осовременивает определение, освобождает его от крайностей и позволяет более объективно подойти к социальным группам, не являющи- мися ни эксплуататорами, ни эксплуатируемыми. Если подойти с этих позиций к анализу стран, совершающих в совре- менных условиях переход к рыночной экономике, то очевидно, что их соци- альная система чрезвычайно сложна, многообразна, неустойчива и диффузна, а социальная структура запутана и неустойчива. Межнациональные отношения и социально-этническая система совре- менного общества также чрезвычайно сложны и многообразны. Они связаны в определенной мере экономическими, социальными, политическими отно- шениями, культурой и т.д. Для большего понимания современного состояния межнациональных отношений целесообразно рассмотреть историю развития социально- этнических общностей. Первыми социально-этническими общностями были роды и племена. Эти социально-этнические общности основаны на кровно- родственных связях. С образованием классового общества и государств сло- жились народности. Эти социально-этнические общности предшествовали нации и имели все признаки нации: общность территории, общность языка, общность экономических связей, национальное сознание и национальную культуру. Однако все эти признаки нации, особенно экономические связи, национальная культура были в недостаточно развитом состоянии. Переходу общества от феодализма к капитализму сопутствовало обра- зование на базе народностей — наций. По вопросу об определении наций давно идет дискуссия. В ряде работ используется (правда без ссылки на ори- гинал) определение И. Сталина. Академик Ю. Бромлей вообще предлагал от- казаться от термина нация и заменить его термином этнос. Определение Ста- лина (нация это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, сло- жившаяся на базе общности территории, общности языка, общности эконо- мических связей и общности психического склада, проявляющегося в общ- ности культуры) скорее показывает, на основании чего сложилась нация, не- жели определяет ее. Предложение Бромлея не учитывает того, что нация не только этническая, но и социально-экономическая общность. Видимо, нации можно определить как большие группы людей, объединенных национальным самосознанием, тесными экономическими связями и различающиеся по ис- торически сложившейся территории обитания, языку, культуре и психиче- скому складу. Межнациональные отношения — это отношения между нациями. От- ношения эти в современном мире очень сложны и напряженны, хотя и в раз- ной степени. Это отмечается в ряде многонациональных стран: Канада, Ис- пания, Югославия и Россия. Причин осложнения межнациональных отноше- ний в мире немало. Но если брать общее, обостряющееся осложнение меж- национальных отношений в мире, то следует вычленить противоречие между всеобщей интернационализацией общественной жизни и стремлением наро- дов к сохранению национальной самобытности, развитию языка, националь- ной культуры. Здесь сказывается закон двух тенденций в развитии наций, специфически проявляющийся на всем протяжении развития цивилизованно- го человечества. Первая тенденция к обособлению, к образованию своих на- циональных государств. Вторая—к интернационализации экономики, куль- туры, быта и т.д. На различных этапах развития у разных народов превуалировали то одна, то другая тенденция. Но всегда противоречие между ними вызывали то скрытые, то вырывающиеся на поверхность осложнения, порой принимаю- щие крайне острые формы. К сожалению, именно таким является в настоя- щее время положение в нашей стране, где в ряде регионов нетерпимость дос- тигла крайних пределов. Идет вооруженная борьба, берутся заложники, в стране сотни тысяч беженцев, практически распадается многонациональное государство. В чем причины? В глубинной основе лежит указанный выше закон, действие которого обострено целым рядом факторов. Тут и тяжелое наследие прошлого, и действия мафии, и коррумпированных элементов. Но дело не только и даже не столько в этом. Межнациональные отношения отличаются большой чувствительностью. На них отражаются все сферы общественной жизни, все противоречия. Тут и разные условия жизни, и разный уровень развития, и разный уровень материального обеспечения. Тут и имевшие ме- сто нарушения социальной справедливости, и их различное понимание наро- дами, и имевшие место в прошлом нарушения законности, и давние нере- шенные споры и обиды. Большую роль играет общее ухудшение экономического положения, неудовлетворенные ожидания ряда людей и перенос их на национальную почву. Нельзя забывать и об обострившемся противоречии между быстрым развитием демократии и отставанием культуры вообще, политической куль- туры в особенности. Ко всему этому добавляется плохая постановка воспита- тельной работы, несвоевременное принятие и реализация необходимых ре- шений властными структурами всех уровней. Где выход? Нужно обеспечить оптимальную гармонию интернационализации общественной жизни и на- циональных интересов, новаций и традиций, дальнейшее последовательное развитие демократии и гласности. Найти оптимально эффективные пути вы- хода из экономического кризиса, подъема материального благосостояния всех трудящихся. Необходимо в ближайшее время решить проблемы в об- ласти национально-государственных отношений и обеспечить действенность функционирования властных структур.
|