Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы.
Вспомним теперь, что было сказано вначале: закон — это нечто подобное математической теореме. Если же закон помещен не в конец, а в начало цепочки познания (вместе с другими), то, формально, его роль та- кова же, как аксиомы в математике. То же самое можно проделать и с гипо- тезами. Мы сможем из них развернуть цепочку следствий. В итоге перед на- ми будет уже в аксиоматической теории то, что в естествознании и в техни- ческих теориях называют “принципом” или “началом”. Формально говоря, принцип — утверждение, однопорядковое с законом, но помещенное в нача- ло цепочки умозаключений и выводов, а закон — следствие, но не одного принципа, а их группы, входящих в основания, в аксиоматику теории. Сово- купность фундаментальных понятий, определений и принципов образует ак- сиоматику теории. Но в ряду начальных утверждений теории могут быть и фундаментальные факты, такие, как постоянство скорости света в теории от- носительности, или дискретности взаимодействий и “действия” (квантова- ния) в квантовой теории и т.п. Это факты — принципы. Научные принципы имеют три уровня общности: 1) всеобщие (философские); 2) общенаучные; 3) частнонаучные. Первые в каждой науке выступают в форме, отражающей язык той или иной теории, а потому их часто не узнают сами философы. Принципы совместно с научной картиной мира, специальной исследова- тельской программой и парадигмой (то есть особым углом зрения на пробле- мы некоторой предметной области), фундаментальными понятиями, гипоте- зами и законами подводят нас к возможности развернуть научную теорию. Научная теория. Под научной теорией как раз и понимают систему ут- верждений об объектах, связанных отношениями выводимости и зависимо- сти. Научная теория — это не только форма знания и познания. В широком смысле это так, но это и главная единица теоретического знания, с которой сталкивается всякий, кто учится, исследует, конструирует, проектирует и действует. Говорят, что не ничего практичнее, чем хорошая научная теория. Подчеркнем, что теория имеет сложную структуру. В ее состав входит “ядро” или основания теории, то есть система принципов и основных поня- тий теории. В формальных теориях в него включают правила операций над величинами и язык (термины и символы теории). Последний тип теорий — это высший, предельный тип. Он характерен для математики и математиче- ской логики — в основном дедуктивных по способу вывода теорем (в содер- жательных теориях вроде физики — законов) и следствий, а также приложе- ний в практику. Вместе с тем никому еще не удалось выстроить теорию на одном-единственном принципе: как правило, их всегда несколько. Мы уже говорили о том, в каких отношениях должны находиться аксио- мы или принципы теории. В целом, в основаниях не бывает противоречащих друг другу принципов и лишних принципов, хотя могут быть и не все необ- ходимые принципы. Это определяется вмешательством заданного многомер- ного пространства и его топологии. Что такое возможно, было доказано Б. ван Фраассеном. Заметим, что в основаниях теорий аксиоматического типа содержится также и все возможное количество следствий (то есть, принципы — это “свертка” всех возможных утверждений теории, их консерв). Подоб- ный концентрат информационно хорошо обозрим, он эвристичен, лишь бы мы сами владели техникой вывода и логикой. Заманчиво было бы уложить хотя бы крупные блоки информации о мире и о нас в подобные “свертки”! Вообще, в фактуальных теориях, а это все науки, кроме логики и мате- матики, сами прототипы теории суть реальные объекты (как в лингвистике и др.). Материальные прототипы между тем противоречивы, а информация о них чаще всего бывает неполной. Отсюда громадные трудности аксиомати- зации содержательного знания и познания.
|