Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтология систем.
Заметим, что в рамках позитивизма существование онтологии систем оспаривалось. Между тем, объективно, мир состоит из систем, сот, сетей, хаоса и пленумов (непрерывных сущностей), взаимно проникающих друг в друга и взаимодействующих. Но что такое система? Кучу песка, камней или толпу на улице вряд ли кто-нибудь назовет системой. Это, скорее, агрегаты. Их свойства можно определить как сумму свойств час- тей (в науке говорят, что они аддитивны). Рабочее определение системы та- ково: система — это множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом и образующих целостность или органическое единство (Дж. Клир). Богданов в своей тектологии показал, что существуют два спосо- ба образования систем. Согласно первому система возникает из соединения как минимум двух объектов посредством третьей сущности — связи. Второй способ — образование систем за счет распада ранее существовавших. Осо- бенно наглядно оба эти способа видны в химии, в двух видах химических ре- акций: соединения и разложения. Истинная система интегральна, а не аддитивна. При этом понятия “эле- мент”, “отношение”, “система” и др. используются в самом широком смысле. Так, отношение — это и некое ограничение, и сцепление, и связь, и соедине- ние, и взаимосвязь, и зависимость, и корреляция, и др. Элементы, то есть не- кие первоначально как бы независимые сущности, образуют основу любой системы, ее субстрат. Систем без элементов и отношений не бывает, как не существует элементов, если они вне системы: элемент тогда элемент, если он часть целого — системы. Важными понятиями системного анализа являются понятия структуры и организации. Структурой называют чаще всего строение отношений и свя- зей в системе, ее архитектуру, форму, устойчивую композицию, а организа- цией — совокупность структуры и программы поведения системы, меняю- щейся или постоянной. Многие авторы нередко отождествляют понятия структуры и организации. Заметим, что внутренняя форма системы — это ее каркас и опора. Существует многообразие видов систем: 1) по форме — это централист- ские и ацентрические (звездные); 2) по природе — материальные и идеаль- ные, включая информационные; биокосные и живые; природные и искусст- венные (вроде технических и др.); 3) по видам движения — вещественные и полевые, в том числе физические, химические, биологические и социальные; 4) по взаимосвязи с окружением — изолированные и открытые; 5) по актив- ности — активные и пассивные; 6) по функциям — моно- и многофункцио- нальные; 7) по структуре и количеству — неорганизованные (хаотичные, вроде газов) и организованные, а также малые и большие, простые и слож- ные; 8) по направленности — нецелевые (подчиненные естественным зако- нам или инвариантам, вроде минералов, жидкостей, планет; алгоритмические и имеющие естественно возникшие программы, вроде машин, биологических ___________организмов и т.п.) и целевые (как человек и общество); 8) по обусловленнсти — вероятностные (связанные со случайностью) и жестко детерминированые; и др. Система и её актуальная среда противостоят друг другу и взаимодейст- вуют, абсолютно изолированных систем не бывает. В силу этого любая сис- тема внешне ограничена, в том числе по ресурсам. Кроме того, она всегда локализована в пространстве и времени, имеет четкие или нечеткие границы жизнедеятельности. Бесконечно больших и вечных систем не бывает: все ис- тинные системы имеют верхние пределы по количеству компонентов, числу уровней, сложности, по разнообразию свойств, то есть они всегда внутренне ограничены. Рассмотрим простые и сложные системы. Простейшая система состоит как минимум из двух элементов, компонентов вообще, объединенных в целое каким-либо отношением, связью, как, например, протон и электрон в атоме водорода. Но свойства возникшего целого резко отличаются от свойств эле- ментов. Система — это новое, иное качество, не равное сумме свойств ее элементов (эмерджентность). Формально, сети (вроде ячеистой структуры Галактики, колонии организмов, сети связи и коммуникаций, расселение лю- дей, размещение производства на территориях, схемы управления и др.), со- ты (вроде кристаллов, совокупности клеток в тканях организмов, определен- ные конструкции в технике и в технологических схемах, ритмы и регулярные процессы и др.), агломерации (вроде кучи песка, груды камней, толпы и др.), а также хаос и пленумы (непрерывные сущности, вроде вакуума, жидкостей, газов и др.) можно рассматривать как “вырожденные” случаи истинных сис- тем, обусловленные характером компонентов и, главное, их отношений. О сложных системах. Важнейшей проблемой науки конца XX века, пе- реходящей в XXI век, является проблема описания и объяснения механизмов существования, изменения, сохранения свойств, упадка и гибели (катастроф) сложных ___________систем, особенно обладающих собственным поведением (так назы- ваемых “бихевиоральных систем”). К их числу относятся все живые орга- низмы, их сообщества и биосфера в целом, человек и его различные группы и объединения (народы, государства и др.), а также гибридные (смешанные) системы вроде биогеосистем, человекомашинных, экономических, экологи- ческих и др. систем. Все они — открытые системы, обладающие собствен- ным поведением, основанном на вещественном, энергетическом и информа- ционном обмене со средой. Это — иерархические по структуре образования. Им присущи прямые и обратные связи, управление, функциональность, са- моорганизация, отражение, память, адаптивность, избирательность, направ- ленность, алгоритмичность, агрессия в среду и обмен со средой, другие свой- ства. Познание систем, начиная с их простоты и сложности, других характе- ристик, согласно У.Р. Эшби, связано прямо со способностями человека вос- принимать, хранить в памяти и перерабатывать поступившие сигналы, кото- рые оцениваются в нервной системе человека и оформляются в осмысленную информацию. Оно связано с возможностями его инструментальных средств, а также с целями и задачами познания, конструирования, планирования и действий. В этой связи находится оценка человеком таких характеристик систем как их величина и масштабы, количество компонентов, простота и сложность, степень интенсивности качеств, свойств и процессов, трудность или легкость действий, быстрота и медленность, и др. Субъективность вос- приятия получаемой при этом информации несомненна, как несомненна от- носительность, а также неоднозначность понимания подобных характери- стик. Но несомненна при этом и эвристическая сила сопоставления, анало- гий, анализа, вероятностных методов и статистики, гипотез, других методов. Заметим, что большое значение для познания неизвестного может иг- рать, развитый впервые в бихевиоризме и примененный затем в кибернетике, метод “черного ящика”. Суть его в следующем. Если мы, изучая какую-либо сложную или даже сверхсложную систему, узнали параметры входных воз- действий (“возмущений”) или сигналов разного рода, а также информации, то нам совсем не обязательно знать, что происходит внутри системы. Нам достаточно знать характер выходных сигналов, а также информации. Сопос- тавив то и другое, сравнив это всё с известными аналогичными случаями по- ведения других систем, мы сравнительно легко делаем умозаключение по аналогии о том, что можно ожидать от этой системы в дальнейшем. Конечно, при этом должны быть тщательно изучены условия, в которых находится изучаемая система, они тоже должны быть сопоставлены с известными, дру- гими случаями, особенно, в связи с изменением условий и характеристик входа и выхода. В качестве таких “черных ящиков” могут выступать сложные системы любого рода и их модели — вещественно-полевые, энергетические, инфор- мационные, такие как физические процессы сложного характера и большой интенсивности (экстремальные), химические реакции, организмы, популя- ции, экосистемы, технические системы, соответствующие модели, а также человеческо-деятельностные системы, вроде экономических, финансовых, производственных, социальных, а также сам человек и разные группы, сооб- щества, государства и их ассоциации, человечество в целом. Овладение ме- тодологией “черного ящика” исключительно актуально в связи с современ- ным состоянием взаимоотношений сообществ людей друг с другом, а, глав- ное, с природой. Конечно, при этом необходимо накопить разными способа- ми часто огромную информацию, обработать ее эффективно, например, на основе статистики и вероятностного подхода, а также компьютерной техно- логии и построения кибернетико - информационных моделей. Системный метод и системный подход вытекают из предыдущего и из природы систем, системности как свойства. Их суть в следующем: 1. Фундаментальная роль системного метода состоит в том, что на его основе достигается продвижение науки и всего человеческого познания к единству, целостному мировидению. 2. Специфическим для общей теории систем (ОТС), для системного ме- тода и подхода является вопрос о порождении свойства целостности из свойств элементов, а также компонентов и уровней строения в сложных сис- темах. И, наоборот, существует проблема порождения свойств составляющих целое частей из характеристик этой целостности. 3. Источник преобразований системы или ее функций обычно лежит в ней самой. Это связано с ее внутренними противоречиями и направленным поведением (например, зависящим от естественных законов и ими же на- правляемым, алгоритмическим, целевым и др.). При этом особенность бихе- виоральных систем — их самоорганизация, самоуправление и т.д. 4. В системном исследовании и ОТС важен принцип универсальности системных законов, не исключающий вместе с тем специфики систем разно- го рода. Это означает возможность строить не простые аналогии, а аналогии органицистского характера (вроде, государство — организм с управляющими и управляемыми структурами, человечество — популяция организмов в виде народов и государств и т.п.). 5. Согласно ОТС и системному подходу один и тот же “материал” или субстрат обладает фактически в одно и то же время разными свойствами, па- раметрами, функциями и принципами строения и развития. Это проявляется в иерархичности сложных систем и специфике управления в таких системах. 6. Системный подход невозможен без анализа условий существования и факторов актуальной для них среды. 7. ОТС и системный метод чисто причинное объяснение рассматривают как недостаточное. Для больших классов систем, таких как бихевиоральные, характерны целесообразность, целеположенность и др. особенности, отли- чающие их радикально от физических и химических систем. 8. При создании систем важен принцип: система есть то, что получается в результате оптимизации конструкции создаваемой системы путем всесто- роннего анализа взаимосвязанных факторов, влияющих на ее существенные характеристики (теорема Б. Байцера). 9. С позиций системности можно правильно подойти к решению такого важного для науки вопроса, как редукция объяснения одних уровней строе- ния материи и механизмов ее изменения на основе предшествующего уровня. Редукция всегда допустима, когда ищут источник, причину тех или иных яв- лений: социальных на основе биологического субстрата, биологических — на основе химических реакций, химических — на основе физических законов и взаимодействий. Но при этом нельзя забывать эмерджентность каждого из уровней строения, специфику их собственных законов и т.п. 10. Системный анализ возник на основе математизированной ветви ОТС — системологии и системных методов. Из этого факта вытекают главные ус- тановки системного анализа: решая проблемы управления в системах, надо стремиться максимально полно учесть все входные и выходные характери- стики объекта; использовать междисциплинарный подход; строить исследо- вания, разработки, проекты и действия в ключе проблемной и “задачной” ориентации, а не просто функционального подхода (начальник приказал — я выполнил!). Системный анализ конкретизируется в виде своего прикладного звена — системотехники. В этой связи, не игнорируя общесистемного под- хода, для каждой проблемы, задачи или их класса строят свою особую мето- дологию. В целом, имеются системные формализмы, которые развивали многие ученые. Они обладают огромной эвристической силой. Системный подход раскрывает нам как бы пространства возможных состояний систем и воз- можных действий. Это — общенаучный метод и подход, такой, какой разви- вает синергетика (как общая теория самоорганизации), или кибернетика (как общая теория управления и связи в живых организмах, технических ___________систе- мах, обществе и их объединениях, которая опирается на информационные технологии). В 60-х гг. системолог Р. Акофф и социолог Ф. Эмери предсказывали на- ступление Системного века. Он фактически уже наступил, но только не в ви- де победы какой-то отдельной теории, а как победы целого направления, подхода и методов, характерных именно для ОТС, ее версий, моделей разно- го уровня, разного характера и назначения.
|