Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познание и практика.
Познание - творческий процесс. Познание неот- делимо от творческой деятельности, хотя и не сводимо к нему. Существуют многочисленные концепции творчества, но ни одна из них не удовлетворяет требованиям научности в полной мере. Например, вполне привлекательна на первый взгляд концепция, объясняющая творчество как врожденную способ- ность человека к свободной, ничем не ограниченной мыслительной деятель- ности. Исходным ___________тезисом этого подхода являются рассуждения о том, что создать новое в науке, технике или искусстве способно только существо, ко- торое не связывают во взаимоотношениях с действительностью никакие ог- раничения. И если не каждый человек является творцом, то только потому, что мы с детства ограничиваем свободу человека стереотипами - житейски- ми, научными и др. Эйнштейн по этой логике создал свою теорию относи- тельности только потому, что плохо учился в школе и не научился уважать догмы классической физики. Остальные, затвердив их в качестве аксиом, да- же не пытались взглянуть на мир с иной точки зрения. Вряд ли подобные взгляды можно признать достоверными, поскольку отсутствие ограничений всегда означает хаос и, следовательно, смерть сис- темы. Абсолютная свобода в обществе - это свобода убивать, насиловать, обижать слабых и оставлять без внимания просьбы о помощи, потому что любое социально приемлемое общение есть прежде всего самоограничение. Вряд ли возможна абсолютная свобода и в мыслительной деятельности: ма- ловероятно, чтобы бушмен был способен придумать космический корабль, поскольку свобода его мысли закономерным образом ограничена и недостат- ком знаний, и кругом потребностей его племени. Практика показывает, что мыслительная свобода должна быть макси- мальной, но не безграничной. Чем шире практика, тем шире пределы свобо- ды мысли. Творчество - создание нового, активное преобразование действи- тельности, ограниченное пределами общественной практики. Творчество - всегда акт сознательный, хотя некоторые процедуры “при- думывания” нового могут осуществляться и в сфере подсознания (сфере ин- туиции). Осознанность процессов творчества всегда проявляется в том, что новое человек создает лишь при условии целенаправленности своей мысли- тельной деятельности и понимании значения создаваемого нового. Сама цель при этом также должна быть осознана и достаточно четко сформулирована. Невозможно создать значимое новое, поставив цель: “придумать какую- нибудь новую модель машины”. Исходной фазой, предшествующей созданию нового, является постанов- ка проблемы: “Я (человечество, покупатели) хочу создать машину, способ- ную ездить по бездорожью и не утратившую при этом своих эстетических качеств легкового автомобиля”. В некоторых случаях проблемная ситуация выявляется при навыке находить необычное в обычных явлениях. Открытие начинается с удивления, говорил Аристотель. Открытия бывают индивиду- ально значимые и общественно значимые. Дети, познавая мир, творят бес- престанно, потому что не ведают ограничений в познании. Но их открытия, наполненные личностных смыслов, либо уже давно известны человечеству, либо не имеют для него значения. Общественно значимые открытия делают- ся лишь при условии формирования такого знания, которое обладает призна- ками новизны и, одновременно, общезначимыми способами опровергает старые общезначимые представления. Целенаправленным системным твор- чеством нового в обществе занимается специальная форма общественного сознания и специальный общественный институт - наука. Парадоксальность науки, сущностью которой является доказательство истинности результатов творческого освоения действительности, хорошо видна из следующего вы- сказывания: “Новое в науке делается так: все знают, что это сделать невоз- можно. Но вот приходит невежа, который этого не знает. Он и делает откры- тие”. Наука акцентирует своей деятельностью проблемные ситуации, откры- вая закономерности, которые обыденному мышлению кажутся парадоксаль- ными: вода состоит из двух легковоспламеняющихся газов; Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот; животному или растительному виду для того, чтобы в ходе эволюции сохранять себя как вид, необходимо постоянно изме- няться вслед за изменениями окружающей среды, и т. п. Парадоксальные (неожиданные) решения - неотъемлемое условие твор- ческой стороны познания. Творческие научные решения возникают как ре- зультат выбора одного из вариантов, вытекающих из разностороннего (аль- тернативного) рассмотрения зафиксированной сознанием проблемной ситуа- ции. Проблема выбора альтернатив - одна из существеннейших сторон про- цессов познания и человеческого поведения в целом. Выбор - понятие, под- разумевающее целый комплекс познавательных процедур, характеризующих ключевой акт человеческой жизнедеятельности: искания и обретения, цели и результаты, цели и средства, свобода и ответственность, принятие решения и его исполнение, рациональность и иррациональность. Выбор - понятие, кото- рое содержит как объективные, так и субъективные значения. Необходимость выбора - неотъемлемое свойство познания, вытекающее из его репродуктив- но- творческой сущности. “Репродуктивность” при этом следует понимать как способность мышления отображать предметы и явления такими, какие они есть на самом деле, “объективно”. “Творческая сущность” выбора за- ключается в отображении предметов или явлений такими, какими они могут быть использованы, или какими они могут стать при некотором преобразова- нии вследствие “субъективированного” к ним отношения.
|