Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение о бытии.
Слово “бытие” во всех языках от древних до совре- менных – это отглагольное существительное, образованное от глагола “быть, существовать”. В своей истории это понятие эволюционировало в порядке, обратном эволюции понятия материи. Его развитие шло от предельно общих и абстрактных представлений к все более конкретным и содержательным ин- терпретациям. Каждая эпоха в истории философии выдвигала свою концеп- цию способа существования реальности, а от эпохи к эпохе понимание бытия смещалось все больше и больше от характеристики устойчивости к характе- ристике изменчивости. Первыми в аппарат онтологии понятие бытия ввели представители Элейской школы античной философии – Парменид и Зенон Элейский. Они полагали, что бытие – это то, что есть, а небытие – то, чего нет. Но если рас- суждать строго логически, не доверяя обманчивым чувствам, то мысленная картина реальности окажется вовсе не такой, как картина видимая, Так, бы- тие единственно, ибо если бы было другое бытие, то оно отделялось бы от первого бытия небытием, а небытия не по определению. Далее, бытие одно- родно, ибо если бы оно разделялось внутри себя на части, то части были бы отделены одна от другой небытием, а небытия нет по определению. Бытие вечно, несотворимо и неуничтожимо, ибо в то время, когда отсутствует бы- тие, должно быть небытие, но его нет по определению. Наконец, бытие не- подвижно, ибо движение – это перемещение бытия в то место, где его еще нет, в небытие, но небытия нет по определению. Казалось бы, перед нами логическая казуистика, игра мысли, и тем не менее идеи элеатов остро современны и реализуются в сегодняшней научной картине мира. Так, принцип Парменида: ничто не возникает из ничего и не исчезает в ничто – один из краеугольных камней научного мышления. Пер- вый принцип термодинамики утверждает невозможность создания вечного двигателя. Или возьмем множество законов сохранения: энергии, количества вещества, количества движения, импульса, заряда, спина, четности и т. п. На- конец, любое взаимодействие в природе выражается в науке в виде уравне- ния, будь то физические, химические или другие реакции. Прав Перманид: к бытию ничего нельзя прибавить и от бытия ничего нельзя убавить. Любое событие в природе – это, строго говоря, не возникновение или уничтожение, а преобразование одного фрагмента реальности в другой, перекомбинация элементов действительности. Похожие идеи относительно бытия были и у античных идеалистов Пла- тона и Аристотеля. Истинным существованием обладает не то, что преходя- ще, что возникает и исчезает, а это прежде всего воспринимаемые чувствами вещи, но то, что вечно, неизменно, инвариантно. У Платона это потусторонние идеи, которые воплощаются то в одном, то в другом материале, а у Аристотеля это хотя и посторонние, земные, но тем не менее идеальные формы, которые не существуют отдельно от тел, но вместе с тем выступают по отношению к телам как активные начала, при- дающие им качественную определенность и являющиеся по отношению к ним и действующими, и конечными причинами, и основаниями, и целью их существования. В средневековом теоцентризме эпохи Готики основной дилеммой ока- зывается сотворенность или несотворенность того или иного бытия, и в соот- ветствии с религиозной доктриной истинным, полным и совершенным, само- сущим и вечным существованием обладает только Бог, тогда как все осталь- ное есть лишь результат его творения, проявление его воли и реализация его могущества. Именно в силу этого принципа в природе все происходит по не- обходимости, осуществляется согласно законам, предписанным Господом, сам же он не ограничен никакими законами и может действовать произволь- но, и результат такого действия вопреки обычному порядку вещей воспри- нимается людьми как чудо. Такой ход мысли характерен и для современной религиозной филосо- фии. Так, в неотомизме – новой интерпретации идей Фомы Аквинского, ве- личайшего философа средневековья, прозванного “ангельским доктором”, – имеется принцип гармонии веры и разума, согласно которому последний по- стигает лишь природную необходимость, вера же идет путем откровения бо- жественного промысла, и потому наука и религия органично дополняют друг друга, не противореча одна другой и не опровергая другую сторону. В эпоху Просвещения с её акцентом на проблемы теории познания в по- нимании бытия ведущей стала проблема его подлинности, истинности. С этой точки зрения характерен заочный спор субъективного идеалиста Беркли и дуалиста Декарта. Джордж Беркли, доводя до предела позицию сенсуализма в гносеологии, то есть отдавая приоритет в познании органам чувств, приходил к парадок- сальной онтологической интерпретации этой позиции. Если действитель- ность дана нам исключительно в форме чувственного опыта, в ощущениях и переживаниях, то наша психическая жизнь и есть единственная реальность. Вещи, как мы их воспринимаем, суть не более чем комплексы наших ощу- щений, но тогда их внешнее по отношению к нам существование есть всего лишь иллюзия. То, что мы называем действительностью ничем не отличается от сновидения или галлюцинации. Альтернативное понимание бытия предложил Рене Декарт. Начав с вро- де бы субъективистского тезиса ″ мыслю, следовательно, существую″, фран- цузский философ приходит к утверждению существования именно потому, что мыслящий субъект не может произвольно предписывать то, каким им быть. Если бы реальность была продуктом моего воображения, я придумал бы себе мир прекрасный, совершенный, благодетельный. Однако я вынужден мириться с тем, что есть и что доставляет мне страдание и разочарование; я должен это принять и бессилен изменить, следовательно, реальность сущест- вует сама по себе. Следующий тезис Декарта – ″ мыслю о вещах, следова- тельно, они существуют″. В эту же эпоху зарождается классическое естествознание. Механика вы- глядит чуть ли не всесильной дисциплиной: она объясняет все и вся от дей- ствия рычага и устройства механизма до причин приливов и отливов и зако- нов движения планет вокруг Солнца. Понятно, что в механистической карти- не мира понятие бытия оказывается связанным с физическими параметрами взаимодействия тел. Эти параметры, а именно перемещение, протяженность и длительность осмысливаются в философии природы как движение, про- странство и время. Причем если в понимании материи уже утвердилась атри- бутивная модель, то в отношении бытия еще господствует субстациональная точка зрения. В ньютоновской физике тела неизменны, обладают неотъемлемыми свойствами и приводятся в движение внешней силой. В самом начале, как полагал Ньютон, имел место первотолчок, когда Бог “запустил механизм” Вселенной, который продолжает “работать” уже по естественным законам. Пространство и время также представляют собой внешние и ни от чего не за- висимые формы существования, и тогда пространство есть чистая протяжен- ность, пустота, в которой перемещаются механические массы, а время есть чистая длительность, которая определяется раз и навсегда установленными циклами движений, например движением планет по стационарным орбитам. В XIX веке появились две альтернативные концепции способа и форм бытия реальности. Это были априористская модель Канта и реляционная модель в диалектическом материализме и неклассическом естествознании XX века. Немецкий философ Иммануил Кант полагал, что представления о про- странстве и времени имеют априорный, то есть доопытный характер и не мо- гут быть выведены ни из каких наблюдений, а, напротив, являются врожден- ными формами человеческого восприятия. Основной аргумент Канта состоял в том, что математические дисциплины, упорядочивающие наше созерцание, а именно – геометрия и алгебра, относящиеся к внешним и внутренним чув- ствам, а значит, к пространству и времени – имеют аксиоматический харак- тер. Пять аксиом Эвклида или принципы арифметики мы принимаем без до- казательств, поскольку они самоочевидны, а не выведены и не могут быть выведены из опыта. Это сильный аргумент, но он был опровергнут создани- ем в том же XIX неэвклидовых геометрий Лобачевским, Бояи и Риманом, а появление теории множеств Кантора перевернуло арифметику и алгебру. Системы аксиом могут быть различны, и какую из них выбрать – может ре- шать только опыт. Идею о том, что пространство и время суть лишь отношения между фрагментами реальности впервые высказал еще Готтфрид Лейбниц. Эта идея хорошо вписалась в реляционную модель материи, которую наиболее ярко развил диалектический материализм. В этом плане наиболее показательны работы Энгельса. В своей книге “Диалектика природы” он разрабатывает основные аспекты реляционной модели. Поскольку и в философии, и в естествознании в XIX веке прочно утвер- дилась идея эволюции – в философии Гегель, а в науке, скажем, Дарвин – по- стольку и Энгельс принципиально по-новому трактует движение. Он пони- мает его, во-первых, как способ существования материи, как внутренне при- сущий материи атрибут. С этой точки зрения изменчивость есть фундамен- тальное качество реальности и никакого первотолчка не было. В действи- тельности, прямо по Гераклиту, “все течет, все меняется, и в одну реку нель- зя войти дважды, ибо в следующий раз нас омывают новые воды”. Энгельс вслед за Гегелем полагал, что движение вызывается внутренними противоре- чиями в природе вещей, борьбой противоположных сил и тенденций в самих структурах материальных систем. Во-вторых, движение трактуется не только и не столько как перемеще- ние в пространстве. В реляционной модели движение понимается как разви- тие, как качественное изменение, усложнение, совершенствование или де- градация и разрушение, то есть как прогресс или регресс, имеющие необра- тимый характер. В соответствии с таким подходом Энгельс говорил о много- образии форм движения материи, среди которых он выделял механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В принципе каж- дый уровень организации материи характеризуется особенностями не только строения соответствующих систем, но и специфическими типами взаимодей- ствия и характером функционирования. И хотя, скажем, процесс жизнедея- тельности клетки нельзя свести полностью к совокупности химических воз- действий, тем не менее идея развития состоит в том, что сложное возникало из простого и жизнь есть результат эволюции, ведущей от неорганики к ор- ганике и далее к все более организованным биологическим и социальным системам. Аналогично в духе реляционного подхода понимаются пространство и время. Энгельс рассматривает их не как внешние по отношению к матери- альным телам сущности, а как внутренне присущие материальным системам характеристики, как отношения между элементами систем и между самими системами, выражающие момент их упорядоченности. В этом смысле он оп- ределяет пространство как порядок сосуществования вещей, а время как по- следовательность сосуществования вещей. С этой точки зрения движение есть способ существования материи, а пространство и время суть формы су- ществования. В неклассическом естествознании XX века краеугольными камнями по- нимания движения, пространства и времени стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. В теории относительности длина тела и длительность событий – величины переменные и зависят они либо от скоро- сти движения (частная теория), либо от силы гравитационного взаимодейст- вия (общая теория). Так, если скорость движения тела стремится к скоростям света, то по формулам Лоренца, его линейный размер стремится к нулю, а временные интервалы увеличиваются до бесконечности. Сам Эйнштейн в одном из интервью так оценил ситуацию: “Раньше считали, что если из Все- ленной убрать массы – звезды, тела, планеты, то пространство и время оста- нутся; я же доказал, что сли из Вселенной убрать массы, то вместе с ними исчезнут и пространство и время”.
|