Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логическое и диалектическое противоречие.
Формальная логика – наука о законах и операциях правильного мышления. Главное, чему учит формальная логика - это схемы (структуры) правильного мышления, правильного рассуждения, ведущего к получению истины. Правильным, например, является рассуждение по следующей схеме: " Если есть первое, то есть и второе; есть первое, следовательно, есть и второе". По этой схеме из высказываний " Если есть день, то светло" и " Сейчас день" следует высказывание " Сейчас светло". Конкретные высказывания, подставляемые в данную схему, обязательно должны быть истинными; тогда следствие, вытекающее из наличия первого, всегда будет истинным высказыванием-утверждением. Любая схема правильного логического рассуждения является логическим законом. Центральный закон формальной логики - это закон непротиворечия. Закон непротиворечия сформулирован Аристотелем, основоположником классической логики. Этот закон представляет собой запрет на противоречивое представле- ние о предмете: " Нельзя приписывать предмету одновременно два прямо проти- воположенных (противоречащих друг другу) признака". Закон непротиворечия - логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, поскольку образуют формально-логическое противоречие. Логическое противоречие - это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Поскольку в одном высказывании что-то утверждается о предмете, а в другом высказывании это же самое отрицается, наше представле- ние об этом предмете становится неотчетливым, запутанным, ошибочным. На- 4. Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 249. пример, высказывания " Железо является химическим элементом" и " Железо не является химическим элементом" образуют логическое противоречие, так что истинным может быть только одно из этих высказываний. В логических симво- лах закон непротиворечия имеет вид следующей формулы: “Неверно, что p и не-p” ~ (p & ~ p), где: p - некоторое высказывание; & - конъюнкция (“и”); ~ - отрицание (читается как “не”, или “неверно, что”). Итак, истинное высказывание соответствует действительности, ложное вы- сказывание - не соответствует действительности. Закон непротиворечия позво- ляет избавиться от непоследовательного, путаного представления о реальных предметах. Поэтому формальная логика утверждает: " Отсутствие противоречия в нашем знании о предмете - критерий истинности знания". В " Науке логики" Гегеля понятие " противоречие" по-прежнему остается в центре логики, но Гегель формулирует странную на первый взгляд мысль: " Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения". Как это понимать? И в повседневной практической деятельности, и в научном познании человек сталкивается с противоположностями, исключающими друг друга. Это не вызывает затруднений, пока не обнаруживается связь противоположностей. Понимание мира как сложного и изменяющегося порождает вопрос: " Изменчив или устойчив мир? " На такой вопрос можно дать противоположные ответы. " Да, изменчив, поскольку в мире со временем все утрачивает прежние черты, ничто не существует вечно". " Нет, устойчив, поскольку при всех изменениях нетруд- но заметить за внешней подвижностью явлений устойчивые, сохраняющиеся структуры, процессы, черты". Ни один из противоположных ответов нельзя ни принять, ни отбросить. Для понимания сложноорганизованных саморазви- вающихся объектов оказываются одинаково необходимыми обе характеристики: для арифметики - положительные и отрицательные числа, для физики - положи- тельные и отрицательные заряды, для химии - ассоциация и диссоциация, для биологии - наследственность и изменчивость и т.д. Но первоначально все эти противоположности рассматривались как антиномии, т.е. как непреодолимые противоречия между двумя определениями, поскольку каждое из этих определе- ний может быть убедительно обосновано. Диалектическая логика предлагает способ формализации, в рамках которого возможен синтез - объединение синтеза и антитезиса. В основе такого способа формализации лежит диалектическое противоречие. В связи с этим и встает вопрос о понимании различия между диалектическим и формально-логическим противоречиями. Обратим внимание на два обстоятельства. 1. Существует различие между формально-логическими (или просто " логиче- скими") и диалектическими противоречиями. Логические противоречия рас- сматриваются специальной наукой - формальной логикой, диалектические подлежат изучению в философской науке - диалектической логике. При этом формулируется требование: диалектические противоречия должны формулиро- ваться (описываться) логически непротиворечиво. 2. Диалектические противоречия выступают первоначально в форме антино- мий - проблем. Однако решение таких проблем (разрешение диалектических противоречий) осуществляется не на пути устранения антиномии в результате изменения смысла одного из противоположных высказываний, поскольку анти- номия предполагает истинность и достаточную точность тезиса и антитезиса. Путь разрешения диалектических противоречий - нахождение посредствующих звеньев (" среднего термина"). Диалектическое противоречие с помощью " среднего термина" связывает противоположные высказывания в логически непротиворечивое понятие (целостность, единство). Например, в XIX веке биологов озадачивала противоречивость наследствен- ности и изменчивости, пока они не были объяснены как две стороны единства в рамках эволюционной теории; физики противопоставляли волновые и корпус- кулярные свойства материи, пока эти свойства не были объединены квантовой механикой; биологическое и социальное в человеке рассматривалось как анти- номия, но и сейчас еще не создана общепринятая социологическая теория, объе- диняющая эти противоположности. Таким образом, научные теории уже в середине XIX - начале XX века начи- нают использовать диалектику как элемент научно-теоретического мышления. И именно Гегель связал собственно теоретическое мышление с логической форму- лой: " А равно и в то же время не равно А" (А = А) & (А = ~ А) Эта формула означает, что конкретное тождество - это тождество с различи- ем. Там, где необходимо понять вещь как изменяющуюся, развивающуюся, себетождественность вещи сочетается с ее нетождественностью самой себе. Таким образом, Гегель формализует структуру переходных состояний. Предмет может изменяться лишь в том случае, если в любой отдельно взятый момент он тождествен самому себе и в то же время не тождествен, т.е. в какой- то степени стал другим. Формализация структуры переходных состояний позво- ляет понимать и описывать реальные предметы и процессы, которые характери- зуются изменчивостью, динамичностью, способностью к саморазвитию. Диа- лектическое противоречие - это и есть структура переходного состояния не статичных, но динамичных вещей; диалектическое противоречие как структура представляет собой 1) тождество противоположностей, присущих вещам и 2) способ уяснения и описания этого тождества теоретическим мышлением (разу- мом).
|