Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурализм: Ж. Деррида, М. Фуко. Р. Барт.
Во второй половине XX в. в Западной Европе возникает новое направление, обозначаемое в це- лом как " постструктуралистско - деконструктивистско - постмодерни- стокий комплекс". Каковы ___________общие черты данного комплекса и кто его наибо- лее видные представители? Во-первых, в данном философском направлении реализуется так назы- ваемый интердисциплинарный подход, отходящий от узкопрофес- сиональной трактовки содержания философского знания (онтология, гно- сеология, аксиология и т.д.). Здесь объектом философского исследования является все, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых смыслов. Текст же в этом случае понимается как любая система знаков, не- сущая некую информацию и содержащая в себе любые скрытые смыслы. Поэтому, в отличие от традиционных способов и приемов философского ис- следования, здесь отдается предпочтение самым разным гуманитарным ме- тодикам: философским, филологическим, историческим, политологическим и другим. Во-вторых, основой методологии исследования любого текста является принцип деконструкции (лат. de… - отмена, устранение чего-либо). Смысл деконструкции " как специфической методологии исследования литературно- го текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и не замечаемых не только неискушенным, " на- ивным" читателем, но ускользающих и от самого автора (" спящих", по выра- жению Жака Дерриды) " остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых, иначе - дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые, в свою очередь, столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи". На первый взгляд кажется, что это вовсе не новое слово в философии, а уже известная нам герменевтика. Однако это не так. В герменевтике тради- ционно строится общая исследовательская программа, деконструктивизм же отказывается от любой программы, рассматривая ее как дань классике. Цель герменевтиков - понять текст - вообще становится для деконструктивизма малозначимой. Для него главное - текст как таковой, выяснение того, как форма, выразительные средства (особо среди них выделяется деконструкти- визмом метафора) и смысл, но не единственно только он, а среди прочих, оказывают влияние на любое содержание, облеченную в текстовую форму. При этом текст может быть любым: как художественным, так и науч- ным. Всё это вместе составляет основу в деконструктивизме так называемой концепции " нарратива" (от лат. gnarus - знающий, осведомленный о чем- либо), или " повествования". " Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме " литературного" дискурса; даже представители естественных наук, например, физики, " рассказываются истории" о ядерных частицах". Считается, что посредством нарратива мы придаём реальности форму и смысл, упорядочиваем наш опыт по отношению к этой реальности посредст- вом текстового (повествовательного) выделения начала, середины и конца, центральной и побочной тем, т.е. человеческая способность рассказывать ис- тории есть главный способ, каким людям удается упорядочить и осмыслить окружающий мир. Комбинируя слова, литератор или рассказчик даже вносит в мир нечто, доселе в нём отсутствующее - новые типы личностей и виды предметов, спо- собы поведения и существования. По мнению Р. Барта, " заявления, касаю- щиеся " реализма" нарратива, не должны приниматься во внимание… Функ- ция ___________повествования - не " представлять", а составлять зрелище… Нарратив не показывает, не имитирует… С референционной, реалистической точки зре- ния в повествовании буквально ничего не происходит. А " что происходит", то - есть один лишь язык, приключение языка…". В-третьих, для анализируемого комплекса характерной является кри- тика рационалистических схем объяснения, что проявилось в постструктура- лизме. Классический структурализм, основанный шведским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), искал некоторые исходные объясни- тельные схемы, которые имелись, например, уже в первобытном сознании и которые сохраняют свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Для нас сегодня эти схемы оказались " закрыты" цивилизацией, но их выявление способно многое объяснить (в силу их устойчивости) и в со- временных культурных явлениях. Постструктурализм (лат. post - после), напротив, предлагает свободный поток мысли и интерпретации, считая, что любые " навязываемые" человеком и эпохой схемы объяснения заставляют реальное положение дел подгонять под выдуманную кем-то систему, насиль- но устанавливать некий порядок схемы. " Вне текста нет ничего" - таков девиз постструктурализма. Есть только операции " разборки" и " сборки" текста (или, иначе, деконструкции), цель которых " свести с ума структурализм, культуру, общество, религию, психоанализ", - такова методологическая на- правленность постструктурализма. Наконец, в-четвертых, для исследуемого " постструктуралистско - де- конструктивистского комплекса" характерно резкое изменение поля соотно- шения между обыденным сознанием и теоретическим мышлением философа. Если для классической философии обыденное сознание представляло собой лишь объект для просветительской деятельности, то для нового направления обыденное сознание (для которого найдена такая формула: " психология здесь и теперь") становится не только равноправным объектом философских изы- сканий, но занимает даже более значимое, приоритетное место. Теперь, немного, о философских представителях данного комплекса. Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструктивмзма были разработаны французским философом и литератором Жаком _____________Дерридой (род. в 1930). В основу философской работы (" грамматологии") им ставится идея принципиальной бесструктурности, интерпретация, понимаемая как свобод- ная игра слов (" поэтическое мышление", по выражению Хайдеггера). Дело в том, считает Деррида, что выбор изначальной смысловой структуры часто не только не обоснован, а самим фактом своего существования просто как бы закрывает от нас иные возможные смыслы. Согласно грамматологии, у " письма" (так Деррида называет текст) нет начала, так как любое письмо есть список с более раннего письма, которое, в свою очередь, есть список (транскрипция) с предыдущего. Считая себя " нау- кой мысли и разума", классическая философия стремится избавиться от письма, тем самым упуская из виду важнейшую основу существования мыс- ли. Поэтому, в противоположность традиционному исследованию текстов, Деррида и предлагает их структурную деконструкцию, т.е. " расколдование" от логицизма и рационализма в их построении и истолковании. Еще более радикальную позицию занимает французский философ Ми- шель Фуко (1926-1984), начавший свою деятельность как структуралист, осо- бое место уделивший исследованию истории. История интерпретируется Фу- ко не как общая цепь взаимосвязанных явлений, а как случайная совокуп- ность замкнутых и разнородных событий. В основе же интерпретации исто- рии лежат документы, т.е. тексты, которые, аналогично естественно-научным фактам, выступают в качестве фактов исторических. Но, здесь Фуко един во мнениях с Дерридой, специфика любого текста позволяет его достаточно свободно интерпретировать. С точки зрения такой интерпретации, считает Фуко, нельзя говорить о примате идеи непрерывно- сти истории, сегодня приоритет надо отдавать идее прерывности. В то время как традиционная история " видела свою задачу в определении отношений (простой причинности, цикличности, антагонизма и проч.) между фактами и датированными событиями, - пишет Фуко, - сегодня проблема состоит в ус- тановлении и переустановлении рядов, в определении элементов ряда". Такими рядами в истории выступают локальные замкнутые области, ко- торые несводимы одна к другой и обозначаются как " эпистема" - проникаю- щая дискурсивность (от лат. discursus - рассуждение, довод; в постструкту- рализме и деконструктивизме - " речь", " языковое мышление"), от которой мы не можем освободиться при рассмотрении истории. Эпистé ма (франц. ерisté me) - главное понятие книги Фуко " Слова и вещи. Археология гуманитар- ного знания" (1966). Эпистемы - исторически изменяющиеся структуры, " ис- торические априори", которые определяют, будучи сами скрыты от непо- средственного наблюдения (в этом смысле они и существуют а priori - лат.: независимо от опыта), условия и возможности образований сознания и куль- туры в конкретный исторический период. В европейской культуре Нового времени Фуко выделяет три эпистемы: возрожденческая (ХVI в.), классического рационализма (ХVII-ХVIII вв.) и современная (с конца ХVIII - начала XIX в. и по настоящее время). Основной упорядочивающий принцип - это соотношение между " словами" и " вещами". Именно это соотношение задает мыслительное своеобразие той или иной эпохи. Для Возрождения характерным является тождественность " слов" и " ве- щей", классический рационализм характеризуется тем, что " слова" и " вещи" опосредованы мыслительными представлениями, а современность характе- ризуется тем, что жизнь, труд, язык как интегрирующие онтологические фак- торы опосредуют " слова" и " вещи". Каждая эпистема не сводима к другой и не выводима из другой. Следовательно, в основу истории в качестве ее прин- ципа может быть положена случайность. Случайность, в свою очередь, наи- более адекватно реализуется в понятии " безумие", что позволяет дать совер- шенно иное от традиционного рассмотрение истории. А может быть в основе интерпретации истории рассмотрен и фактор развития сексуальности, что было предметом исследования Фуко в послед- ние годы его жизни (" История сексуальности" в 3 томах, 1976-1984). Причём Фуко анализирует сексуальность как политическую конструкцию, а не как естественную, только природную данность, существующую независимо от властных практик, которые, собственно и придают ей статус объекта, т.е. формируют в обществе отношения между полами. Особое место в деконструктивизме занимает творчество швейцарского литературоведа Ролана Барта (1915-1980). Основным понятием в деконст- руктивизме Барта является " смерть автора". Если для герменевтики, как уже было показано, важен автор текста как личность, учет социокультурных условий создания текста, то в деконструктивизме значим текст сам по себе, а автором вообще можно пренебречь. По мнению Барта, текстовой анализ " не ставит себе цель описание структуры произведения… Текстовой анализ не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст… цель состоит ско- рее в том, чтобы увидеть, как текст взрывается и рассеивается в межтексто- вом пространстве… Мы не ставим перед собой задачи найти единственный смысл, ни даже один из возможных смыслов текста. Наша цель - помыслить, вообразить, пережить множественность текста, открытость процесса означи- вания".
|