Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектическое понятие.
Выход за пределы эмпирического сознания (рассудка) осуществляется разум- но-диалектическим (теоретическим) мышлением, раскрывающим конкретность предмета как единство различных абстрактных определений, которые призна- ются рассудком лишь в их раздельности. Диалектическое мышление рефлек- тивно, то есть исследует природу и взаимосвязь самих понятий. Рефлективное мышление возможно только для человека, достигшего относительно высокой ступени культуры. Историческое возникновение рефлективного (теоретическо- го) мышления отмечается в античной греческой философии (Гераклит, Платон) и, примерно в то же время, в индийской религиозно-философской мысли (Будда) и древнекитайской философии (даосизм). Однако свое полное выражение оно получает, вероятно, лишь в европейской культуре XIX - XX веков. Теоретическое мышление, оперирующее понятиями, связано со следующими действиями: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может быть раскрыта; 1. См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2000. - С. 506, 507. 2) эти условия - мысленно формируемая среда, то есть система связей, в ко- торую помещается данный предмет; 3) предмет, рассматриваемый в системе внешних связей, становится объек- том последующих мысленных трансформаций. 4) понятие (диалектическое понятие) - такая форма мышления (вид существо- вания мысли о предмете), посредством которой воспроизводится идеализиро- ванный предмет в системе его связей. Диалектическое понятие одновременно выступает как 1) форма отражения материального предмета и 2) средство мысленного построения идеального объекта, то есть особое творческое мысленное действие. Иметь понятие о каком-либо предмете - значит владеть общим способом его мысленного построения. Способ построения понятия - это особое мыслитель- ное действие субъекта, осуществляемое по законам мышления, которые изучает и описывает логика. За каждым теоретическим понятием скрывается особое мыследействие (или система таких действий), с помощью которого это понятие “сконструировано”, теоретически порождено. Без выявления общих способов такого “конструирования” (общих способов порождения теоретических понятий) и овладения ими невозможно понять ни возникновение, ни смысл понятия. Обратим внимание на некоторые основные различия эмпирических и теорети- ческих понятий. 1. Эмпирическое понятие, опирающееся на наблюдение (чувственное воспри- ятие), отражает в представлениях внешние свойства предметов. Теоретическое понятие, возникающее на основе мысленного преобразования предметов, отра- жает их внутренние структурно-функциональные отношения и тем самым “вы- водит” мышление за пределы чувственно воспринимающего рассудка. 2. Эмпирическое понятие строится в процессе сравнения предметов, что по- зволяет выделить в них общие свойства и дать дефиницию понятия по правилам формальной логики. Теоретическое понятие строится в процессе “конструирова- ния” и исследования внутренних структурно-функциональных связей системы, которые служат инвариантом (неизменной основой) множества вариантов проявления системного объекта. 3. Эмпирическое понятие фиксируется прежде всего в слове-термине. Теоре- тическое понятие для фиксации предполагает наличие более сложных средств - методологических (процедуры мыследеятельности) и знаково-символических (естественные и искусственные языки). Теоретическое мышление, опирающееся на диалектическую логику, исходит из двух идей (принципов), содержащихся в философии Гегеля. Это - идея сис- темности и идея причины саморазвития. Идея системности, сформулированная в общем виде, вытекает из различения Гегелем двух аспектов, в которых должно рассматривать предмет в сфере бытия: 1) предмете, взятый сам по себе, т.е. изолировано от других предметов; 2) пред- мет, взятый в системе, то есть в соотношении с другими предметами. Возникает вопрос о “базовой” точке зрения на предмет (т.е. философско- методологической позиции), позволяющей выявить его сущностные качества. В первом случае принципом правильного описания становится принцип, сформулированный основоположником “логического позитивизма” Людвигом Витгенштейном (1889 - 1951): любая вещь должна быть описана так, чтобы это описание осталось правильным и в том случае, если бы все остальные вещи в мироздании вовсе не существовали. Во втором случае принципом правильного описания выступает диалектиче- ский (системный) принцип Гегеля: вещь только тогда может быть правильно понята и описана, когда она рассматривается в системе внешних и внутренних связей, причем во внутренней структуре вещи (и в словесных определениях вещи) выявляется внутреннее сущностное противоречие. Это внутренне проти- воречие, присущее предмету, Гегель рассматривает как причину самоизменения, саморазвития предмета. Идея причины саморазвития, следовательно, состоит в признании внутреннего противоречия как имманентной причины изменчиво- сти вещи. Принцип диалектического противоречия как внутренней причины саморазви- тия “конечных вещей” в “Логике” Гегеля прокомментировал М.М.Розенталь: “Реальный смысл его диалектики конечного означал, что каждая конечная вещь имеет не только свою определенность, т.е. качество, делающее ее данной вещью, но и содержит в себе свою отрицательность, которая “гонит” ее к своему кон- цу, к переходу в нечто иное. Уже то обстоятельство, что предмет имеет опреде- ленность, означает существование границы, отделяющей его от других вещей, иными словами, означает отрицание его другим. Но отрицательность как свойст- во вещей имеет более глубокий смысл: другое, противоположное данному пред- мету, есть не внешнее другое, а его собственное другое, другое его самого”2. Гегель считал, что противоречие является источником всех изменений: и в че- ловеческом мышлении, то есть в субъективном мире “понятий”, и в чувственно воспринимаемом мире “вещей”. Это положение диалектики чрезвычайно акту- ально в современном теоретическом познании. Многое из того, что традиционно называлось " целостным", сейчас принято называть " системным". Статические целостности, или системы, достаточно эффективно описываются в рамках фило- софско-методологического подхода, называемого " структурным функциона- лизмом". Однако структурный функционализм испытывает затруднения, когда сталкивается с необходимостью описания динамических целостностей, или саморазвивающихся систем. Язык, принципы, общие категории и законы описа- ния динамических систем и предлагает диалектическая логика. Диалектика субъекта и объекта. Российский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988) писал о необходимости придерживаться определенной позиции, когда речь идет о познании реального мира: “В первую очередь вы должны критически относиться ко всем предрассудкам, которые еще встречаются в научной и нена- учной литературе. Вы будете читать, что существует только объект, а всё субъ- 2. Розенталь М.М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм// Вопросы философии. - 1974. - № 8. - С. 49 - 50. ективное ничтожно и как бы вовсе не существует. Вам будут твердить, что на первом плане должен стоять субъект, а всё объективное всегда сомнительно, всегда условно, всегда на последнем месте. Все подобного рода утверждения, все подобного рода предрассудки идут вразрез с самыми простыми жизненными ощущениями человека. Если вы не хотите расстаться с реальной жизнью, то жизнь требует от вас признать и реальность объекта, и реальность субъекта, и реальность их жизненных соотношений”3. Итак, диалектика субъекта и объекта раскрывается в четырех следующих по- ложениях: 1. Существует объективный предметный мир, бытие “вещей”, который дан субъекту как объект. 2. Существует также субъективный мир “идей”, сознание, то есть существует субъект. Субъект - нечто специфическое, отличное от объекта. Субъект (созна- ние и мышление) нельзя отождествлять с объектом, нельзя не видеть очевидное их различие. 3. Объект и субъект находятся в определенном отношении друг к другу, взаимосвязаны. Нет никакого объекта, если о нем ничего нельзя ни помыслить, ни сказать, то есть нет такого объекта, для которого в принципе нет никакого субъекта. Точно так же бессмысленно говорить что-либо о субъекте, для которо- го не существует никакого объекта. 4. Характер связи между объектом и субъектом можно обозначить как про- цесс “отражения”. Объяснение познания как процесса отражения предметного мира человеком в виде истинного знания означает признание процессуального характера истины. Истина есть процесс. Гегель утверждал, что никто не обладает истиной как отчеканенной монетой, “которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман” или передана другому человеку. Рассмотрим, к а к совершается процесс познания и ч т о является решающим в процессе дости- жения истины: объект, субъект или их единство? Речь идет о трех гносеологических позициях, т.е. трех подходах к познанию предметной действительности. ПЕРВЫЙ ПОДХОД к решению этого вопроса, называемый “созерцатель- ным” (“натуралистическим”), заключается в том, что познание представляется как пассивное отражение, копирование, созерцание объекта (единичных предме- тов), который независим от субъекта и существует как не связанный со специ- фической практикой субъекта. Следствием этого подхода является догматиче- ское, “застывшее” понимание истины как прочного, непосредственного и одина- кового для всех знания. Игнорирование субъекта, специфики его “созерцатель- ной” позиции не позволяет при этом убедительно обосновать возможность ис- тинного знания, поскольку одинакового “видения” у разных субъектов не суще- ствует. 3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 94 - 95. Существующую в действительности зависимость результата познания от по- зиции субъекта можно проиллюстрировать на следующем примере: один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшее по отношению к нему измерение, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу (Рис 2). Стакан, геометрической формой кото- рого является цилиндр, проецируется из трехмерного пространства на двумер- ные плоскости так, что в одном случае получается круг, а в другом - прямо- угольник. S1 Р и с 2. S 2 Следовательно, субъект активно влияет на результат познания хотя бы в том отношении, что отражает предмет неполно и искаженно, причем особенности “неполноты и искажения” определяются особенностями “позиции” субъекта. ВТОРОЙ ПОДХОД, называемый “идеалистическим”, правомерно исходит из принципа активности субъекта, который не ждет, когда предмет “отразиться” в его сознании, а сам создает образ и понятие предмета, конструирует истину. Однако соотнесение знания только со сферой мышления, логикой построения идеализированных объектов без их соотнесения с предметным миром ведет к отрыву от предметной реальности. ТРЕТИЙ ПОДХОД исходит из единства субъекта и объекта, которое пред- ставляет собой предметную деятельность, практическое отношение человека к предметному миру. Согласно этому подходу, один и тот же предмет предста- ет в виде разных объектов для разных субъектов (Рис. 2, 3). Объект - это предмет, на который направлена активность субъекта. Поскольку субъекты, их активное отношение к предмету различны между собой, постольку предмет как бы “дан” им в виде разных объектов, то есть “дан” им субъективно. Простей- ший пример - два разных “истинных” изображения гипсовой головы Со- крата, сделанных двумя разными людьми с двух различных позиций. Кроме того, что два человека владеют искусством рисования в различной степени (и это выразится в изображенных ими объектах, придавая рисункам “субъективность”), изображение “анфас” будет существенно отличаться от изображения “в про- филь”. S1 O1 O2 S2 Субъект 1 Объект 1 ПРЕДМЕТ Объект 2 Субъект 2 Р и с. 3. Предметно-практическое отношение человека к миру выражается не только в определенной “пространственной” позиции воспринимающего субъекта. Или, если пользоваться аналогией “пространственной” позиции восприятия, то следу- ет понимать позицию субъекта как определенную позицию в “пространстве культуры”. (“Пространство культуры”- понятие, указывающее на не физическое измерение, а культурное измерение бытия человека; это измерение, в отличие, например, от “математического пространства”, задается не осями измерения “x”, “y”, “z”..., а сферами (мирами) “символов”, “смыслов”, “ценностей”, “норм”...). При этом “позиция” субъекта в “пространстве культуры” определяется сущно- стью той предметной деятельности, которой субъект владеет и которую он “практикует”. Например, в глыбе мрамора, лежащей в поле, скульптор (субъект 1) видит материал для статуи (объект 1); геолог (субъект 2) - образец, по которому мож- но судить о геологическом строении местности (объект 2) и т.д. “Материал для статуи” и “геологический образец” - существенно разные объекты, хотя перцеп- тивным источником их формирования является один и тот же предмет - глыба мрамора. Активность субъекта, таким образом, заключается в том, что он конст- руирует знание о предмете исходя из собственных свойств. Эти свойства опре- деляются практической деятельностью субъекта, находящей свое проявление в специфических субъективных потребностях и установках, определяемых средой, воспитанием и самовоспитанием. Субъект активно формирует объект, конструирует знание, но содержание этого знания задается свойствами существующего вне субъекта предмета. В этом смысл утверждений, что “знание содержательно”, “знание предметно”. В этом смысл утверждения, что “из субъекта невозможно вывести содержатель- ное (предметное) знание”. Но если содержательное знание “нагружено” субъективностью, то как быть с оценкой истинности знания? Можно ли сказать, согласившись с Протагором, что сколько людей - столько и истин? Нет, если мы будем учитывать процессуаль- ный характер истины. Истина “процессуальна” в том смысле, что представляет собой конструи- рование объекта как ц е л о г о (нельзя же всерьез утверждать, что у гипсо- вой головы Сократа нет затылка, если рисуешь голову “анфас”). “Целостность” знания возникает в процессе расширения и углубления знания посредством со- отнесения “мысленных конструкций” как между собой, так и с предметной ре- альностью. Причем, как полагает К.Маркс, это соотнесение, расширение и уг- лубление знания, то есть продвижение к истине, происходит естественным, не вполне контролируемым образом в практике субъекта. В этом смысл утвержде- ния “истинность идей проверяется практикой”. Культурно-историческую и предметно-практическую сущность познаватель- ной активности субъекта хорошо иллюстрирует философ и логик А.Уайтхед в следующем фрагменте: “С момента рождения мы погружены в деятельность и можем лишь время от времени напрявлять ее, руководствуясь разумом. Следо- вательно, мы должны приспосабливать к разным сферам опыта те идеи, которые представляются нам работающими в этих сферах. Абсолютно необходимо дове- рять тем идеям, которые в общем верны, хотя мы знаем, что могут существовать тонкости и дистинкции, выходящие за рамки нашего знания....Мы не способны думать в терминах неограниченного разнообразия деталей; очевидность приоб- ретает присущее ей значение лишь в том случае, если она предстает перед нами, приведенная в порядок при помощи общих идей. Эти идеи мы наследуем от предшествующих поколений, они входят в традицию нашей цивилизации. Тра- диционные идеи никогда не бывают статичными. Они либо превращаются в бессмысленные формулы, либо приобретают новую силу в процессе более пол- ного постижения действительности. Они трансформируются под действием критического разума, ясных свидетельств чувственного опыта и холодной стро- гости научного восприятия. Несомненным является то, что их нельзя остановить в развитии. Ни одно поколение не может слепо повторять своих предшественни- ков. Вы можете сохранить жизнь только в движении формы, сохраняя же форму, вы будете способствовать деградации жизни. Но вы все равно не сумеете заклю- чить жизнь в одну и ту же форму”4.
|