Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение о материи.
Понятие материи возникло еще в античной филосо- фии. Само слово “материя” заимствовано из ткаческого ремесла и в дослов- ном переводе значит “основа”. До сих пор в ткаческом производстве сущест- вует такая операция: сколачивается деревянная рама, на которую натягива- ются вертикальные нити. Такая конструкция и называется основой. Затем с помощью челнока вертикальные нити переплетаются горизонтальными, и получается кусок ткани. Кстати, мы и сейчас говорим: в универмаге прода- ются сатин, саржа, шелк и другие материи. Понятно, что в философии слово “материя” используется в переносном смысле, как термин, и по мере разви- тия философского знания понятие материи становится все более общим и аб- страктным. В истории философии известно четыре последовательно сменяв- ших одна другую модели материи: субстратная, субстанциональная, атрибу- тивная и реляционная. Субстратная модель материи сложилась в античной философии, где материя понималась как субстрат – нижний слой – всего существующего, как материал, из которого все состоит. Первые философы – ионийцы – традици- онно выделяли в многообразии сущего четыре стихии, простейших вещества: землю, воду, воздух и огонь, и полагали, что одна из них есть первая стихия, а остальные производны. Так, Фалес Милетский учил: все из воды происхо- дит и в воду обращается; вода есть первое, из чего все возникает, и она есть последнее, во что все превращается. Варианты были разные: Анаксимен счи- тал первой стихией воздух, а Гераклит Эфесский – огонь. Хотя эти идеи выглядят архаично, многое в них созвучно нашим совре- менным представлениям. Так, водород – это простейший элемент таблицы Менделеева, это самое распространенное вещество во Вселенной и это мате- риал для термоядерного синтеза всех остальных химических элементов. Ки- слород – элемент, обеспечивающий процессы окисления и горения, без него невозможны химические реакции и дыхание жизни. Наконец, согласно со- временным космологическим представлениям, наша Вселенная возникла около 20 млрд лет тому назад в результате Большого взрыва сингулярного состояния вещества и первоначально была распухающим комом плазмы ог- ромной температуры. Прав Гераклит: все из огня! Еще более современным выглядит учение мегарских философов – Де- мокрита и Эпикура – о том, что все состоит из мельчайших неделимых час- тиц: атомов. Атом – дословно “неразрезаемый”. Атомы различаются по весу, по величине и по фигуре; они носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются друг с другом и, образуя различные сочетания, порождают в одном случае гору, в другом – дерево, в третьем – человека и т. д. Идея атомного строения всего сущего возродилась в классическом естествознании Ньютона, Лавуа- зье, Ломоносова, употреблявших термин “корпускула” – дословно “тельце”. Она существует и в современной науке, хотя природу атома мы себе пред- ставляем совершенно иначе, а именно, с позиций электромагнитной теории. Тем не менее и сейчас мы оперируем понятиями “атомный вес”, “размеры атома”, “конфигурация орбит электронов” и т. п. Понятие материи фигурировало и в учениях идеалистов - Платона об идеях и Аристотеля о формах. И здесь материя понималась как материал, но только пассивный, косный, которому придает тот или иной образ внешнее идеальное начало, подобно тому, как гончар из куска глины может вылепить кувшин или блюдо, воплощая в субстрате свой мысленный замысел. Субстациональная модель утвердилась в средневековой философии. Здесь материю трактовали как субстанцию, дословно – “конечную останов- ку” множества воплощений и превращений. Субстанция в понимании сред- невековых мыслителей – это носительница всех свойств, сущность, не нуж- дающаяся ни в чем внешнем для своего существования, или автономная сис- тема, как говорим мы сейчас. Это понятие использовали алхимики и астроло- ги, такие, как Парацельс и Нострадамус, и многие другие. Поставив перед собой задачу отыскать “философски камень”, превра- щающий в золото любые металлы, “эликсир жизни”, возвращающий моло- дость и продлевающий жизнь, “панацею”, лекарство от всех болезней, они открыли множество химических веществ: металлы, газы, кислоты, щелочи, соли; разработали технику химических экспериментов - реакции окисления и восстановления, растворение и выпаривание; создали химическую посуду – колбы и реторты, которой мы пользуемся и по сей день. Алхимики полагали, что все открытые ими вещества суть лишь модусы, разновидности некого правещества, которые они называли “квинтэссенция” - пятая, после четырех стихий древних греков, сущность, и считали, что квинт- эссенция – это и есть субстанция всего сущего, и если удастся выделить ее в чистом виде, она то и будет философским камнем, эликсиром жизни и пана- цеей. Многовековые попытки “получить в осадке” квинтэссенцию ___________не приве- ли к успеху, и тогда стали говорить, что субстанция всегда остается “в тени”, она прячется под масками своих модусов, никогда не проявляясь отдельно от них, но в этом случае субстанция оказывается абстрактным понятием, выра- жающим общее, основу, материю в многообразии веществ. Следующий шаг в обобщении понятии материи сделала философия Но- вого времени. Здесь возникает атрибутивная модель материи – от слова ”ат- рибут”: неотъемлемое свойство. На смену алхимии и астрологии приходит опытное, экспериментальное естествознание, в авангарде которого находится физика – учение о телах – и особенно ее раздел механика, основы которой заложили Галилей и Ньютон. Согласно механистическим представлениям всему сущему принадлежит общее фундаментальное свойство – это свойство массы, которую определяли как количество вещества. Именно это свойство фигурирует в формулах законов механики и закона всемирного тяготения. Это-то свойство-атрибут и стало основанием определения: материя есть все то, что обладает массой. Еще проще: материя – это вещество. Отсюда выте- кают и другие свойства материи: тяжесть, непроницаемость, инертность, объем и т. п. Механика добилась огромных успехов и в теории, и в технических при- ложениях, тем не менее уже с середины XIX века механистическая модель материи начинает разрушаться. Первая брешь в ней была пробита созданием теории электромагнитного поля Фарадеем и Максвеллом. Однако ученые не сразу поняли фундаментальный характер новых идей и стали говорить о том, что существует два вида материи: вещество и поле. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. Следующий шаг сделал немецкий физик Рентген, открыв- ший проникающее излучение, затем француз Беккерель открыл явление ра- диоактивности, а англичане Томпсон и Розерфорд пришли к выводу о слож- ном строении атома и создали его первую – “планетарную“ модель. В начале XX века появилась теория относительности Эйнштейна, а за- тем и квантовая механика, после чего стало ясно, что атомы сложны, имеют электромагнитную природу, а свойство массы переменно, зависит от взаимо- действия и движения тел и ни в коем случае не является атрибутом. С пози- ций квантовой механики вещество и поле – это две идеализации, одной и той же физической реальности, масса выражает лишь ее частный аспект, не более того; масса есть лишь физическое свойство и она нехарактерна для химиче- ских, биологических и уж тем более для социальных объектов. Реляционная модель материи начала формироваться еще до переворота в естествознании. Первым эту модель предложил французский энциклопедист Гольбах, а затем она утвердилась в диалектическом материализме. Ее смысл: нет никакой необходимости связывать понятие материи с теми или иными конкретными свойствами явлений действительности; достаточно задать от- ношение – по латыни “реляцио” – нашего сознания, познающего субъекта к этим явлениям. Важнейшим понятием реляционной модели стало понятие “объективная реальность”, то есть все то, что существует само по себе, вне и независимо от нашего сознания. Отсюда и определение, которое сформули- ровал Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, а именно: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, кото- рая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, “фотографируется”, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Еще проще: материя есть все то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, и далее: единственное “свойство” материи, с признанием которо- го связан философский материализм, это свойство “быть объективной реаль- ностью, существовать вне и независимо от нашего сознания”. Современная научная картина мира. В XX веке утвердился структурно- функциональный подход к проблеме классификации объективной реально- сти. В основу этой классификации положен древний принцип “все сущее со- стоит из частей” и идеи Берталанфи, современного создателя общей теории систем. Выглядит эта классификация следующим образом: любая система есть совокупность элементов, и она же есть элемент более сложной системы. Природа – это большая матрешка! Так, атом состоит из элементарных час- тиц; из атомов состоят молекулы; из молекул состоят различные вещества; из веществ состоят живые клетки; из клеток построены организмы; из организ- мов образованы животные сообщества: популяции, виды, экосистемы; из ор- ганических и неорганических элементов строится социальная система, чело- веческая культура, ноосфера; она, вместе с биосферой, литосферой, атмосфе- рой и т. д. составляет часть планеты Земля; Земля есть часть Солнечной сис- темы; Солнечная система есть часть галактики Млечный Путь; наша галак- тика – часть Метагалактики; Метагалактика – часть нашей Вселенной. Более того, на уровне научных гипотез или же философии природы имеется идея, согласно которой элементарные частицы состоят из еще более фундаментальных образований – кварков, превосходящих по массе сами элементарные частицы во много раз, а кварки построены из фридмонов или планкеонов, своего рода микро-”черных дыр” с огромной плотностью веще- ства, а в последних скрыты целые вселенные. Получается так, что мегамир и микромир смыкаются друг с другом, а объективная реальность замкнута сама на себя, что напоминает образ мира в древней восточной философии: змея, кусающая себя за хвост. Фигурально говоря, открыв маленькую матрешку, мы обнаружим, что в ней скрыта самая большая. Ограниченность реляционной модели. Хотя реляционная модель и по- зволила преодолеть недостатки редукционизма – сведения абстрактного по- нятия материи к частным, как правило, – физическим свойствам и расширила объем категории на химические, биологические и социальные системы, сама эта модель столкнулась с существенными трудностями. Во-первых, в этой модели материя – это все то, что существует объек- тивно. Однако такое понятие слишком широко и поэтому бессодержательно. Определяя объективную реальность как совокупность разнообразных систем, мы не находим существенного, специфического качества, их объединяюще- го, и оказываемся в ситуации неопределенности подобно тому, как если бы мы лес трактовали как совокупность елей, берез и осин, фауну как совокуп- ность лис, волков, зайцев и пр., а общество как совокупность разнообразных стран и народов. Это, по сути дела, тот же редукционизм, разве только не та- кой примитивный, как физический. Во-вторых, определяя понятие материи через отношение сознания к объективной реальности, мы выходим за рамки собственно отнологии, по- скольку отношение “оригинал-копия”, “материя дана нам в ощущениях” – это гносеологическое, чисто познавательное отношение, которое задает не само существование объекта, а лишь правильность или ошибочность его отображения. Если этим отношением оперировать в онтологии, мы получим некую выделенную систему отсчета: познающий человек займет привилеги- рованное положение среди других фрагментов реальности, что неминуемо приведет нас к антропоцентризму и субъективизму, то есть к абсолютизации нашей собственной точки зрения. В-третьих, определяя материю как объективную реальность, как реаль- ность вне нас, мы в недоумении остановимся перед вопросом о том, что представляет собой субъективная реальность, реальность в нас самих, в на- шей психике и в нашем мышлении. Отвергая наличие духовной субстанции во внешнем мире, мы ее получим в мире внутреннем, а это ведет к удвоению реальности, дуализму, и тем самым к нарушению принципа материального единства мира, что не вяжется с естествознанием. Ссылки на то, что сознание является свойством высокоорганизованной материи неубедительны: свойство не может противопоставляться своему носителю. В определении реляцион- ной модели материя есть все то, что не сознание; носитель есть все то, что не свойство; но это абсурд. В-четвертых, понятие материи в реляционной модели константно, фик- сировано раз и навсегда: отношение субъекта к объекту в процессе познания инвариантно. Парадокс, но в диалектическом материализме базовое понятие онтологии оказывается недиалектическим, то есть не развивающимся, задан- ным однозначно и в силу этого застывшим и жестким. Такое определение не будет пересмотрено никогда, но это уже весьма сомнительная претензия на абсолютную истину. Высказанные соображения заставляют искать другие пути реализации фундаментальной идеи философии природы – идеи единства в многообразии. Но прежде, чем к ним обратиться, рассмотрим еще одно базовое понятие он- тологии – категорию “бытие”.
|