Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Весьма любопытна квантово-механическая интерпретация движения.
Согласно гипотизе трансмутаций в природе не существует пустоты, а про- странство заполнено вакуумом, представляющим собой плотную среду вир- туальных частиц, которые в спокойном состоянии ненаблюдаемы, а в возбу- жденном состоянии выглядят как та или иная элементарная частица. Тогда то, что мы воспринимаем как движение микрообъекта, есть лишь передача возбуждения от одной виртуальной ячейки вакуума к другой, соседней с ней. Все ячейки “стоят на месте”, а движение – это чисто макроскопический эф- фект подобно тому, как мы видим движение буквы по строке световой газе- ты, хотя на самом деле лишь последовательно загораются и гаснут лампочки, которые сами никуда не бегут. Ситуация прямо как у Парменида: движение есть лишь видимость, иллюзорный эффект чувственного восприятия. Парадоксы микромира заставляют нас избегать кажущейся простоты и наглядности в описании процессов, которые мы наблюдаем в макромире, а для этого требуется учесть те новые аспекты трактовки реальности, которые открывают нам релятивистская теория и квантовая механика. Релятивистская модель реальности. Следует сразу оговорить, что мо- дель, которая будет предложена ниже, имеет гипотетический характер и на- ходится в стадии обсуждения. Задача, для решения которой создана эта мо- дель, состоит в том, чтобы избежать трудностей реляционной концепции объективной реальности, избавиться от антропоцентризма и субъективизма гносеологического подхода к определениям понятий материи и бытия. Вме- сте с тем реляционная модель не отвергается вовсе, но включается как част- ный случай в более общие представления при том условии, что в качестве системы отсчета выступает человек – наблюдатель и субъект познавательной деятельности. Однако, и в этом состоит принцип релятивизма, (от латинского “релятивный”, то есть “относительный, переменный ”) системой отсчёта мо- жет быть любой фрагмент реальности, поскольку нет привилегированной, каким-то образом выделенной точки зрения, а картина реальности в том или ином варианте имеет смысл лишь относительно всех остальных. Основная идея релятивистской модели состоит в том, что изменчивость реальности рассматривается с позиций принципа развития, то есть события, происходящие в действительности, представляют собой не только движение, внешним образом проявляющееся перемещение в пространстве, но и качест- венное изменение, внутреннюю новацию, развертывающуюся во времени. Этот подход вполне соответствует представлениям теории относитель- ности, в которой линейные величины и интервалы времени связаны в единый континуум, четырехмерное пространство-время в интерпретации Минков- ского. Новый аспект видения реальности состоит в том, что изменчивость име- ет относительной характер не только в случае пространственного перемеще- ния, когда в принципе нет большой разницы в том, какое из тел считать дви- жущимся, а какое – покоящимся. Такая же ситуация имеет мести и в описа- нии изменений по координате времени, поскольку процессы протекают с разными скоростями в различных фрагментах реальности, им присущи раз- ные темпы преобразований и ритмы накопления существенных, задающих ту или иную определенность новаций. С учетом этих различий в составе реальности имеют место быстрые и медленные относительно любого наблюдателя фрагменты. В этом отноше- нии более медленные в своем развитии объекты будут восприниматься на- блюдателем как застывшие, определенные четкими границами, с выражен- ными телесными характеристиками вещи. Тогда как более быстрые в своем развитии объекты будут восприниматься наблюдателем, как стремительно меняющиеся, неопределенных размеров и очертаний, не локализованные в конкретной точке бестелесные процессы.
|