Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классическая немецкая философия.
Под выражением “классическая немецкая философия” принято понимать развитие философской мысли Германии конца XVIII – первой трети XIX вв. Эта философия была порождением и отражением немецкой действительности данного периода, в это время происходило становление капиталистического способа производства. Для Германии того времени были характерны: 1. Экономическая отсталость, что выражалось в господстве фео- дальных отношений: крепостничество, доминирование земледелия над про- мышленностью, доминирование в земледелии мелкого крестьянского произ- водства, использующего рутинную, консервативную технику, и___________, как следст- вие, низкая производительность труда. 2. Политическая отсталость. Германия представляла собой не еди- ное государство, а конгломерат из суверенных и полусуверенных государств. В то время как французская буржуазия завоевывала господство в собствен- ной стране и на европейском континенте, а английская буржуазия развила промышленность и подчинила себе Индию политически, и весь остальной мир экономически, в это самое время немецкие бюргеры дошли только до мечтаний о своем господстве. 3. Слабость немецкой буржуазии: она не могла достичь господства, то есть политической силы, так как у нее не было экономической силы. Не лучше обстояло дело и с ее союзниками: раздробленное и слабое крестьянст- во, которое некому было возглавить в попытках освободиться от крепостни- чества; мелкая буржуазия города была способна только к шатаниям от неис- тового демократизма до самой жалкой трусости. Поэтому в целом немецкая буржуазия не поднималась выше либеральной оппозиции феодальному строю, то есть выше трусливых пожеланий реформ. 4. В это время во Франции произошла буржуазная революция. Уныние и безнадежность немецких буржуев сменились всеобщим энтузиаз- мом. Но якобинский террор привел немецкую буржуазию в ужас, а вскоре Наполеон обрушил свои армии на Германию. Объективно он был для Герма- нии представителем революции, о которой мечтали немецкие буржуа, он принес с собой ее принципы, разрушив феодальные порядки. Но националь- ная гордость немцев была уязвлена. После разгрома Наполеона феодальные порядки еще более укрепились. 5. Те обстоятельства, которые делали буржуазию бессильной чтолибо изменить в стране, привели к тому, что в борьбу с феодальными порядками включился немецкий пролетариат. И это окончательно определило характер буржуазии: ей стало казаться, что лучше старая феодальная Пруссия, чем такое новое, как пролетарская революция. 6. Отсюда вытекает определяющая черта характера немецкой буржуазии: двойственность, противоречивость. С одной стороны, она мечтала о революции и своем господстве; с другой, – была бессильна совершить эту революцию и боялась пролетариата. 7. Из противоречивости положения немецкой буржуазии вытекает противоречивость, двойственность немецкой классической философии, которая отражала позицию буржуазии, ее силу и слабости. Убоявшись террора французской революции, который мог повториться в условиях немецкой действительности, буржуазия Германии решила сначала все продумать, создать теорию, а уж затем, вооружившись ею, совершить свою революцию. Поэтому то, что совершили французы в действительности, на баррикадах, немцы осмысливали (ибо своего опыта революционных дей- ствий они не имели, приходилось анализировать опыт соседей). Поэтому К. Маркс назвал немецкую классическую философию немецкой теорией фран- цузской буржуазной революции. Следует также иметь в виду, что в условиях засилья феодальной реак- ции, в условиях отстранения буржуазии от общественно-политической дея- тельности область идеологии, литературы становится для нее единственной сферой деятельности, в которой она могла проявить свою энергию и выра- зить свои надежды. Этим объясняется то, что эта “позорная в политическом и социальном отношении эпоха была в то же время великой эпохой немецкой литературы”. В философской жизни Германии, как и в поэзии, античеловечность из- живших себя феодальных порядков преодолевалась не в действительности, но в теории – последовательно и основательно. Вместо реального преобразо- вания действительности здесь совершалось идеальное преобразование: вза- мен политической революции предлагалась революция философская. Ведь философия, отмечал Гегель, особенно нужна в те периоды, когда происходит переворот в политической жизни общества, ибо мысль всегда предшествует действительности и преобразует ее: если царство представлений уже рево- люционизировано, то действительность не может более устоять. Изложение немецкой классической философии принято начинать с Им- мануила Канта, чья философия качественно отличалась от средневековой, которая рассматривала существующее как в принципе неизменное, не под-
|