Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы мировоззрения.
В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, нау- ка и философия. Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза- памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную, нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи- ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова- ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде- нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас- сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени- ях, удивительных существах. В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян, русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в омутах - водяные. Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было царство Аида или Плутона. Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра- жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера- турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи- тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не- выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз- ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много- численная родня в различных коленах. Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ- ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме- тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам; фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле- ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша- манство, знахарство и тому подобное. Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе- риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по- являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд- дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего, трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст- во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче- ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное. Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер- жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю- щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре- ды. Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не- бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас- тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строить- ся научная картина мира. Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми- фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия. Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Ко- гда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зре- ния именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии. Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется. Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теорети- ческие конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта, которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, непол- ную и недостаточную картину действительности. Философия, таким образом, является центром, системообразующим ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту. Типы философских построений. Классификация философских теорий. Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она воз- никла в конце УП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслите- лей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философ- ского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противопо- ложных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий? Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Ге- орг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой не- мецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило- софии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулиро- вал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или созна- ние, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе гово- ря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и причину, основание и сущность. В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос фило- софии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли. Те, кто считал, что первична материя, природное начало, составили лагерь материализма в таких сменявших одна другую формах, как натуралистиче- ский материализм античности; метафизический материализм средневековья, механистический материализм Нового времени и диалектический материа- лизм Х1Х – ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии. Те, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, составили лагерь идеализма в таких его формах, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической ду- ши, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагав- ший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеа- лизм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм свя- зывают с именем его первого представителя – английского философа ХУП века Джорджа Беркли. Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть све- дены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они за- нимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа- лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо- ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста- вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт. Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф- ридом Лейбницем. Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир? способен ли человек правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей его действительности? ” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн- гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по- скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло- гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” – гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко- торого были шотландский философ ХУП века Давид Юм и родоначальник немецкой классической философии Х1Х века Иммануил Кант. Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса философии представляют собой основные типы философских построений, а частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней- шую классификацию философских теорий. Эволюция философского знания. Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный харак- тер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе- риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных людей, так и общества в целом. Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от- деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо- добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень- кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите- лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со- став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан- тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм. В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль- ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира, божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и поиска источника зла. Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет- ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен- ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы- тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред- невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого theos – Бог). Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду- щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен- но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин- ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни. Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав- няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо- зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря- дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет- ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек). Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо- зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо- вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда- ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова- нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про- свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау- ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило- софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis – знание). В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ- цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен- ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теории в науке, появляются классические литерату- ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо- гучая кучка” композиторов. Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова- вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль- ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха- рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци- альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис- кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от греческого socium – общество). Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль- ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек- ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все- мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп- нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север- ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе. Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно- гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли- тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже- ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информа- ционная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого чело- вечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культи- вирование массовой психологии и идеологии. Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз- вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го- сударство). Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гу- манизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уй- дёт ли в сухой и педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и ир- рационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции философского знания определит вектор развития духовной культуры обще- ства, потому что философия есть лишь зеркало этой культуры и эхо её ос- новного мотива.
|