Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генезис сознания.
Сознание сложилось вместе, одновременно с форми- рованием человека, ибо нет и не было человека без сознания, нет и не было на земле сознания без человека. Сознание это важнейший атрибут, отличи- тельная черта человека, отличающая его от всего живого на нашей планете. Имеют место три позиции возникновения человека и его сознания. Первая – позиция религии, возникла в глубокой древности. Согласно ей – че- ловека создал господь Бог. “И сотворил Бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину - соворил их”. Вторая по- зиция – выдвинута и обоснована Ч. Дарвином во второй половине XIX века. Это позиция антропогенеза: процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятель- ности, речи, а также общества. Третья позиция – космическое происхождение человека. Она возникла в период полетов человека в космос. Высказывается два направлении по этой позиции. Первое – некогда на землю прибыли ино- планетяне, но улететь обратно не смогли. От них и произошел человек. Ар- гументы: на египетских пирамидах выбиты фигуры, напоминающие экипи- ровку современных космонавтов. Далее – если подняться на высоту птичьего полёта над Южной Америкой – можно увидеть следы гигантских плановых разметок территории. Другое направление – человечество было посеяно на земле инопланетянами с экспериментальной целью. Наиболее научно обоснованным представляется теория антропогенеза. Но и она имеет слабое звено: отсутствие достаточно доказательного пере- ходного звена от животного к человеку. Согласно современному пониманию антропогенеза человек произошел не просто от обезьяны, а от специфического обезьяноподобного животного – гоминида. Гоминиды спустились с деревьев на землю, видимо ввиду недос- татка корма на деревьях. Это повлекло за собой ряд последующих изменений в жизни и организме предков человека. Прежде всего - это переход к прямохождению. Это обеспечило расши- рение кругозора и освобождение передних конечностей с последующим из- менением их роли в жизни гуманоида. Освободившаяся конечность из органа опоры превращается в орган, позволяющий выполнять различные трудовые операции, - в руку. Свободная рука стала целиком использоваться (на первых порах) для применения найденных в природе готовых “орудий”. Действие с природными орудиями труда совершенствовало руку, она приобретала все большую ловкость движений, изменялось и ее анатомическое строение. Со- вершенствование руки и ее операционных навыков, использование готовых орудий привело к новому качественному скачку в развитии наших предков – переходу к изготовлению первых орудий труда. Это неизбежно должно при- вести к переходу от простой жизнедеятельности к человеческому труду – сознательной целенаправленной деятельности. В ней особое место занимает процесс изготовления предком человека орудий труда. В этом процессе все более совершенствуется человеческий труд и по- степенно исчезают его животные формы. Осознание необходимости произ- водства орудий труда и их назначения, конечных целей трудовых операций неизбежно делало труд общественным. Именно с тех пор, как труд стал чело- веческим, он в то же время стал общественным, первобытные люди вынуж- дены были действовать сообща, коллективно, а не изолировано друг от друга. В совместном труде и была заключена причина возникновения первой формы общественной организации людей – рода, родовых связей и отноше- ний. Это объясняется тем, что в процессе трудовой деятельности первобыт- ных людей развивались не только операционно-технические функции созна- ния по отношению к объекту труда, но и отношения людей друг к другу, их производственные отношения. Процесс становления человеческого рода как социальной организации одновременно был процессом подавления животных инстинктов. Род стано- вился не только носителем производственного опыта, но и социального опы- та поведения людей, норм и правил поведения в первобытном коллективе. Именно здесь истоки возникновения нравственно-эстетических норм поведе- ния первобытных людей, а также отдельных форм общественного сознания. В процессе перехода к человеческому труду, от стада к роду животная система сигналов преобразовывалась в человеческий язык и речь. Люди не могли производить, не вступая в определенные связи, не пере- давая друг другу опыт, унаследованный от предков, и свой опыт, знания и умения. Именно на этой основе возникает потребность в более совершенных знаках, понятиях, представленных в форме слов, ритуалов, рисунков – возни- кают человеческие языки и речевая форма общения. Язык – это система знаков, служащих средством общения между людь- ми, средством мышления и выражения мысли. Речь – это материализация мысли. Мысль, язык и речь – специфически человеческие средства хранения и передачи информации. Человеческая речь, как и речевой аппарат, является результатом дли- тельного исторического развития. Язык и сознание существуют в единстве и неразрывной связи. Язык выступает средством общения между людьми, средством обобщения и логического анализа. Язык есть непосредственная действительность мысли. Слово – это мате- риальная и, следовательно, доступная для восприятия форма передачи мыс- лей, но слова могут выражать мысль только в логически стройной системе. Речь – это наиболее распространенная и естественная форма бытия сознания. По мере развития абстрактного мышления язык становится более разнооб- разным и одновременно более формализованным. Наряду с развитием естественного языка возникают, развиваются иску- ственные языки: языки науки (математики, физики, химии, географии, ки- бернетики), языки искусства (живопись, музыка, балет) и т.д.
|