Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек в сферах бытия.⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Пути, уготованные человеку, его место в мире, сферы и судьбы его бытия – эти тайны жизни человека всегда зани- мали умы мудрецов, прорицателей и самих смертных, оказавшихся в этом мире. К тому, что говорилось о человеке в мифах, в религиозных, оккульти- стских, научных и философских учениях, добавлялись гадания прорицате- лей, парапсихологов, хиромантов, как и гадания на гороскопах, картах и др. Фантастика описывает жизнь и подвиги людей в космических, временных, параллельных и виртуальных сферах бытия. В соответствии с разными ду- ховными канонами, человеку предначертаны свыше вечная загробная не- бесная жизнь или бесконечные реинкарнации для земной жизни. На что же возможно реально рассчитывать человеку в его жизни, не впадая в са- мообман? Каковы сферы бытия человека в этом мире? Каким достойным смыслом человек может преисполнить своё бытие? Наша планета и её обитатель, человек - затеряны малой песчинкой в бес- конечном космосе как реальной форме бытия. Для человека его бытие – это его жизнь от рождения до смерти. Бытие человека, как настаивает философ- экзистенциалист М. Хайдеггер, временно в этом мире, это бытие от рожде- ния к смерти. Ему вторит философ-экзистенциалист Ж.-П Сартр, доказывая, что до рождения человека бытия не было, поскольку было “ничто”, и что после смерти человека бытия не будет, поскольку будет также “ничто”. Пессимисты думают: летай иль ползай – конец известен, все в землю лягут, всё прахом будет. Человечество – преходящая плесень на поверхности зате- рянной планеты, обреченной на гибель космического остывания. Однако философии, духовной культуре в целом всегда был свойствен оптимизм. Для философов Человек и Бытие – многопланово соприсутст- вующие объекты мира. И это потому, что человек – кардинально значимое звено всех сфер бытия. Бытие чревато человеком, мироздание потенциаль- но антропно. Антропно не в виде конкретной цели, но в виде космически редких реальных возможностей появления в галактиках и Вселенных раз- ных состояний жизни, видов разумных существ, их различных коммуника- тивных сообществ. Антропность бытия связана с потенциально антропной сущностью материи, субстанции, субстрата мира. Человек погружён в сферу природного бытия. Общество, человечество обручены со своими сферами социального и исторического бытия. Индивид плывет, купается, барахтается в потоке своего личного бытия. В философии, религии, искусст- ве для человека и человечества открывались высокие смыслы для сфер их геокосмического, природного, социального, исторического и личного бытия. Категория бытия у философов наполняется особенным набором онто- логических смыслов. Категорией бытия обозначают разные субстратные и особенно процессуальные, длящиеся виды реалий, независимые или связан- ные с потенциальным, реальным или возможным соприсутствием человека, общества людей, человеческой жизни. Это Вселенная и природа Земли, ха- ос и гармония, неживое и жизнь, материя и дух, движение и эволюция, свойства и качества вещей, реальное и возможное, силовое и смысловое, ма- териальное производство и социокультурная среда, внешняя материальная и внутренняя духовная жизнь индивида, рождение, жизнь и смерть как поток реалий или как факторы жизни людей. В трактовках сущности бытия версии философов, как известно, разде- лились на материалистические, идеалистические, дуалистические; на есте- ственные и сверхъестественные. У материалистов сущность бытия – это ес- тество, натура, материя, субстанция, субстрат мира, сущность этого мира. Материя – это объективная, естественная реальность. Однако в эзотериче- ском философском мировоззрении встречается форма сверхъестественного материализма, где субстратом мира признаются энергия и материя, вещество и где материя подразделяется на физическую, грубую и тонкую (эфирную, ментальную, астральную), которая соответствует духовному. Мировой дух, бог, космические иерархии – носители высших энергий, тонких мате- рий, стратегий и проектов мира. У идеалистов сущность бытия обычно ас- социируется с противоположным духовным, идеальным, смысловым планом мира, который полагается главным в отношении материального плана бы- тия, материальной природы. Духовный план мира наполняет смыслом кос- мическое и земное бытие человечества и отдельных людей. Мировой дух, Бог, абсолют – средоточие особого, сверхъестественного смысла мира и бытия человека. Довольно распространённой оказалась философия дуализма, где сущность бытия рассматривается двойственной, в качестве равнознач- ного единства двух субстанций мира – материальной природы и мирового, божественного духа, либо в виде единой субстанции мира как единства материального и духовного её начал. В первой версии дуализма духовной субстанции обычно приписывается сверхъестественный, божественный смысл, тогда как во второй версии дуализма субстанция более естествен- на, хотя и здесь ей порою приписывается некоторый сверхъестественный, божественный смысл (у Б. Спинозы, у П. Тейяра де Шардена). Вопрос о сущности человека в философии оказывается связанным с вопросом о сущности бытия. Сущность человека обычно трактуется посред- ством выяснения сфер бытия человека, которые своей сущностью определя- ют те или иные планы существования человека. Таким образом, выявляется, что сущность человека геокосмическая, биологическая (биосферно-родовая), социальная (цивилизованная, культурная, историческая). При этом филосо- фы по-разному трактовали сущность человека, делая акцент то на одних, то на других её планах. Так, философы - сторонники теологических, оккульт- ных, эзотерических взглядов - трактуют сущность человека как мистико- космическую. Напротив, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд видели в чело- веке прежде всего его биологическую сущность. Л. Фейербах полагал че- ловека и биологическим, и культурным существом. По Фейербаху, разум человека – это наука, его чувства – это искусство, его сердце – это религия. К. Маркс трактовал сущность человека как родовую, цивилизованную (экономическую, классовую, политическую, идеологическую), историче- скую. Думается, человеческой сущности свойственны все эти планы вместе в их естественно-научной трактовке. Человек - существо геокосмическое, биологическое, социальное (цивилизованное, культурное, историческое). Соответственно этому можно сказать, что человек погружен в сферы гео- космического, биологического (биосферно-родового), социального (цивили- зованного, культурного, исторического) бытия, которые своей сущностью налагают печать на общую сущность человека, на смыслы его бытия. Материальное само по себе – это вид реальности, не окрашенный смыслом духовного. Духовное – это вид реальности, несущий в себе смысл и сообщающий смысл всему окружающему. Человек как существо одухотворенное проецирует на окружающий мир смыслы своей жизни, выделяя в мире осмысленные сферы своего бытия и наделяя их ценностью. Бытие – часто осмысленные человеком сферы реальности. Смысл – субъективное содержание сознания, духовности человека, которое наполняется и объек- тивным содержанием в целях обеспечения биологического выживания и со- циального прогресса в мире людей. Исходным, базовым в образовании систем, структур, отношений соци- ального является смысл, порожденный сознанием и существующий в сфере личного бытия людей. Смысл по своим модальностям бывает чувственно- эмоциональным, рациональным (идейно-понятийным), операционно- волевым (практическим, поведенческим) и смешанным. Смысл опредмечи- вается вовне, обретает знаковые носители и существует в обществе в виде разнообразных семиотических (знаково-смысловых), языковых систем. Смысл обращается в обществе, циркулируя в виде звеньев таких семиотиче- ских систем. Смысл в обществе выступает в роли средства организации людей в различные коммуникативные деятельностные системы с коллек- тивной рефлексией: семьи, производственно-хозяйственные организации, этнические общности, классы, слои, группы, государственно-властные, идеологические, культурные структуры с их ценностными нормами, функ- циями, языками, целями, стратегиями деятельности, которые все вместе и составляют метауровень коллективной рефлексии этих систем. Исходной базой в формировании системы сфер бытия человека ока- зывается област его личного бытия. Личное бытие человека погружено в космическое, земное, биологическое и социальное бытие, современное и ис- торическое. Личное бытие – это поток жизни, в котором слиты внешний, материальный и внутренний, духовный его планы. Оба плана личного бы- тия одинаково самоценны, поскольку материальный план обеспечивает са- му жизнь человека, тогда как духовный план придает ей смысл. У человека в стоянии комы утрачен смысл жизни, это – живой труп. Материальный и духовный планы личного бытия равноценны в самой его сущности. В то же время в смысловом наполнении жизни для одних людей важнее их мате- риальная жизнь. Их называют прагматиками, материалистами. Для других важнее их духовная жизнь, духовные ценности. Их называют интеллиген- тами, идеалистами, донкихотами, мечтателями, романтиками, фантазерами, людьми не от мира сего. У третьих гармонически сочетаются и материаль- ный, и духовный планы потока жизни. Жизнь человека наполнена не только счастливо-радостной чувст- венностью: она обильно насыщена трагическими явлениями и событиями, негативно-страдательными переживаниями. Утраты, неудачи, неприятно- сти, драмы, трагедии, болезни, боли, страхи, печали, отчаяние, смерть – обычные спутники жизни человека. Фоном счастья является негативная чувственность, вне контраста с которой одни позитивные переживания ста- новятся пресыщенной обыденностью. С феноменом страдания связан ряд высоких чувств человека, таких, как грусть, печаль, сердечная боль, состра- дание, милосердие, жертвенность, сочувствие, человечность. Без культуры тёмных чувств, негативных эмоций, душа бывает бедной, бесчувственной, сухой. Что человек в своем бытии всю жизнь находится в обществе страдания и трагизма - это было своеобразно осознано и выражено еще в буддизме, а затем в экзистенциализме. Это во многом определяет установки, цели, приобретения и потери, судьбу и личный смысл жизни человека. Это могут быть чувства эгоизма, лени, иждивенчества, достоинства, порядочности, любви, семейного, личного счастья, честолюбия, властолюбия, любви к творчеству, материнства, жертвенности, чревоугодия, состояния хмеля, наркотического угара, любви к искусству и многие другие. Человек переживает счастье и драму жизни, прекрасный и трагический ее смысл, но для человека крайне важно, чтобы в ценностных красках бытия доминировали солнечные краски счастья, а не тёмные тона беспросветного трагизма. Человек переживает веру или неверие в доброе и счастливое предназначение его жизни, веру в то, что он рождён для счастья, а не для трагедии жизни. И человек решает, стоит ли ему жить в этом мире, прини- мать ли свою судьбу, дарованную жизнью, или отвергнуть её как несостоя- тельную и непереносимую по ценностному смыслу. Особо важным смыслом бытия человека оказывается переживание им приобщённости к сфере или одинокой отстраненности от сферы коллектив- ной, семейной, родовой жизни. Это переживание любви, родственных чувств, семейной атмосферы взаимной заботы, поддержки, сопереживания, доброты, милосердия или переживание одиночества, неполноценности бы- тия в отстраненности от родовой жизни людей. Любовь возвышает чело- века, пробуждая целую гамму лучших чувств. Любовь связана с выделением любимого человека и превращением его в избранный уникум. Любовь тя- готеет к слиянию обособленных неполноценных потоков родового бытия в слитый полносмысловой поток жизни и судьбы любящих. Любовь – фено- мен цивилизационный и культурный. Жизнь без любви является уделом бескультурного кретинизма как редкого исключения. Всегда существует опасность импульсивного захвата и отравления ду- ши темными демонами бессознательного: ненавистью, злобой, непомерной ревностью, завистью, мстительностью, тревогой, страхом, унынием и дру- гими. Средства от них суть – высокое нравственное самосознание, совесть, порядочность, самообладание, самокритичность, великодушие, снисходи- тельность и терпимость в отношениях к другим людям. И следует верить в добрую разумность жизни, своих защитных механизмов физического и ду- ховного здоровья. Лучшее намерение - быть оптимистом в отношении пер- спектив своей жизни и верить в свою волю, таланты, трудолюбие и не бо- яться больших трудов во имя достойных целей. В жизни есть превеликое множество всего того, что может сделать человека счастливым и напол- нить достойным смыслом его бытие.__
|