Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К проекту большого театра в Г. Воронеже
Москва, 20 апреля 1933 г. (Ответ на вопрос строительного отдела Наркомпроса за No 0--319)
1. Необходимо установить ясное понятие о том, какие задачи будут стоять перед проектируемым театром. 2. Совместить понятия: оперный, драматический и постановки массового характера -- невозможно, так как одно уничтожает другое. 3. Театр в 3000 мест для драматического представления неприемлем, так же как и удаление последнего ряда до 35 метров для драмы немыслимо. Такой театр неизбежно вызывает грубую актерскую игру, то есть понижает квалификацию актерского мастерства. Расстояние до первого ряда в 7 метров, как и вообще всякое удаление зрителя от сцены, лишает его возможности рассматривать наиболее важное в актере, тончайшую, едва уловимую игру глаз, лица. 4. Для драматического представления допустимо не более 1500 мест. Для оперного -- не более 2000. Московский Большой театр с 1970 местами или филиал Большого театра (бывший Экспериментальный) с 2139 местами для драмы непригодны и даже для оперы велики. 5. Театр с 3000 зрителей -- это и не драма, и не опера, а только манеж. 6. Правильнее строить театр с двумя сценами и двумя зрительными залами, но с общими уборными, мастерскими и общим хозяйством. 7. Неясна задача освещения просцениума световыми точками рассеянного света. Вообще просцениум -- мертвый пол -- вреден для сцены, за исключением отдельных случаев, когда в просцениум может быть превращен оркестр. 8. Если рассчитывать зал на 3000 мест, то 100 человек оркестра -- мало. 9. Чрезмерная механизация сцены непрактична и не оправдывает себя. 10. Перенесение действия в зрительный зал, связь сценической площадки со зрительным залом, вовлечение зрителей в процесс представления (массовое действие) -- ошибочный прием, не достигающий цели. Эти трюки были модными некоторое время, теперь теряют смысл, и надо надеяться, что в ближайшем будущем они уйдут с серьезной сцены, предоставив эту несерьезную забаву циркам. Все это важно при плохих актерах, которых нужно закрывать всякими штучками под видом нового искусства, и вредно для хороших. В серьезном театре такое заигрывание с публикой недопустимо. 11. В системе механического оборудования сцены необходимо предусмотреть устройство вращающейся сцены (планшет вместе с трюмом). При этом круг должен иметь несколько поднимающихся и опускающихся планов. Может быть три плана с тремя секциями в каждом плане, с опускающимися рампами в трех планах. 12. Должно быть обращено большое внимание на значение боковых карманов и арьерсцены. 13. Разгрузка сцены во время антрактов должна быть строго продумана и систематизирована. Актеры должны уходить в одну сторону, декорации -- в другую; бутафория и осветительные аппараты -- в третью. 14. Указанный постоянный состав служащих в 200 человек правильнее увеличить до 250. 15. Глубина сцены должна быть не менее 150% ширины портальной арки. 16. Высота до нижней кромки колосников -- не менее 200% ширины портальной арки, что имеет огромное значение для подвески горизонта или панорамы с минимальным количеством падуг. 17. Дверные проемы для проноса декораций должны быть не ниже 10 метров, так как для выноса со сцены декораций высотой 8--9 метров не должно быть никаких затруднений. Класть же их на бок для проноса в дверь высотою в 4 метра -- недопустимо. 18. На уровне пола сцены должно быть запроектировано наибольшее количество артистических уборных. 19. Глубина трюма должна быть не менее 6 метров. 20. Совершенно неприемлемы прачечная, красильня и дезинфекционная камера в цокольном этаже театра. Как эти, так и все мастерские должны быть выведены в другое здание. Исключение может быть только для декоративной мастерской. 21. Должно быть обращено самое серьезное внимание на устройство и оборудование артистических уборных. При своем возникновении Московский Художественный театр ставил одной из своих главных задач -- заботу об актере, об обстановке его закулисной жизни, отвечающей культурным и творческим задачам, правильно полагая, что от этого зависит качество его работы. 22. В оперном театре следует учесть устройство фойе для артистов, соединенного сообщением с фойе оркестрантов ради объединения интересов, общения двух профессий. Музыканты критикуют певцов, а певцы -- им аккомпанирующий оркестр. Нельзя, чтоб музыканты не знали артистов, а артисты -- музыкантов. Кроме изложенного необходимо указать на следующие недостатки условий программы: Площадь кабинета режиссера должна быть не менее 30 кв. метров, так как там могут происходить заседания, просмотры макетов и проч. Кабинет помощника режиссера -- не менее 16 кв. метров. Бутафорская и реквизиторская -- 60 кв. метров. Комната рабочих сцены -- 50 кв. метров. Буфет для артистов, читальный зал и библиотека должны быть разделены и иметь общую площадь -- 160 кв. метров. Общие артистические уборные -- не менее 3 кв. метров на человека. Деревообделочная мастерская (декор, и мебель) -- площадь 160 кв. метров. Склад декораций -- 250 кв. метров, высота 9 метров. Склад костюмов -- 200 кв. метров, высота 4 метра. Комната зав. худож. частью и репертуаром -- 30 кв. метров. Народный артист Республики К. Станиславский
|