Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательный процесс






Основной функцией Федерального Собрания РФ является законодательная функция. Речь не идет об абсолютном, исключительном праве парламента на законотворчество. В России, как и в большинстве современных стран, за исполнительной властью закреплено право на принятие нормотворческих актов, оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы, гораздо более широкий, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обла­дают лишь депутаты и правительство, а также комитеты парла­мента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы: законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

Федераль­ное Собрание РФ обладает исключительным правом принимать федеральные за­коны, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следо­вать все без исключения государственные органы, обществен­ные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума иг­рает основополагающую роль в законодательном процессе. Законодательный процесс – установленный законами и рег­ламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимо­действие всех участников законотворчества (рис. 10.2).

Начальной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива – в процессуальном праве она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровож­дающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

Конституция РФ (ст. 104) право законодательной инициативы предос­тавляет Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Феде рации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ. представительным органам субъектов РФ, а также Конституци­онному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции.

Следующий этап после внесения законопроекта в Государственную Думу – рассмотрение законопроекта этой палатой. Рег­ламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т.п.

Третий этап законодательного процесса – принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса – промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего пуб­ликуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит испол­нению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, являет­сянеобходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. l07) о том, что принятый федеральный закон втечение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания иобнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он бу­дет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность пре­одоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписа­нию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные за­коны принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65, ч. 2), о референдуме (ст. 84, п. «в»), о ре­жиме военного положения (ст. 87, ч. 3) и др.

Другие важные направления законодательной деятельности Федерального Соб­рания – принятие бюджета и иные финансовые полномочия; контроль за деятельностью Правительства; полномочия по ратификации и денонсации международных до­говоров. РАССМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал