Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия палат Федерального Собрания РФ. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Совет Федерации на основании статьи 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия. – Утверждение изменения границ между субъектами Федерации. Такие изменения (ст. 67, ч. 3) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации. – Утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения, Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 88 Президент РФ имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 – и военное положение в случае агрессии против РФили непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию. – Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации. – Назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения). – Отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания. – Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. – Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Указанные кадровые назначения. как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ. – Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов. Однако в ряде случае, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции), постановления принимаются в ином порядке (см. ст. 93. ч. 2; ст. 134-137 САМОСТОЯТЕЛЬНО!) Государственная Дума на основании ст. 103 имеет следующие полномочия: – Дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. – Решает вопрос о доверии Правительству РФ. – Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. – Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. – Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Этот институт (омбудсмена) рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Функционирует в соответствии с федеральным конституционным законом. – Объявляет амнистии – акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления. – Выдвигает обвинение в адрес Президента для отрешения егоот должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса (инициировать импичмент), вовлечения в процедуру Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а окончательное решение по данному обвинению принимает верхняя палата. По перечисленным вопросам Государственная Дума принимает постановления большинством голосов. Конституцией предусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым вопросам. Так, постановление о пересмотре Конституции должно быть принято не менее, чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что создает возможность созыва Конституционного Собрания. Вследствие наделения обеих палат парламента различными полномочиями Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания: посланий Президента РФ; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. Это означает, что на заседаниях имеют право присутствовать представители средств массовой информации, различных государственных органов и т.п. Однако в случаях, предусмотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания. Для обеспечения порядка организации Федерального Собрания депутаты каждой из палат избирают из своего состава Председателя и его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства. Каждая из палат образует комитеты и комиссии, в которых осуществляется детальное обсуждение проблем, прорабатываются законодательные акты по различной предметной (тематической) компетенции данных структурных подразделений палат. Комитеты – постоянные структурные подразделения палат, создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности. Комиссии создаются на постоянной или временной основе, их сравнительно узкая специализация, небольшой численный состав позволяют с необходимой глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности. В настоящее время Совет Федерации состоит из 16 комитетов и 11 комиссий, Государственная Дума имеет 32 комитета и 5 комиссий. Перечень комитетов и комиссий, их порядок создания, численность закреплены в Регламенте каждой из палат. Регламенты предусматривают важнейшие парламентские процедуры. Понятие «парламентские процедуры» включает в себя порядок работы парламента (каждой из его палат), которая состоит из сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов.
|