Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Водопользование
Основа регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) — Водный кодекс РФ. Объект водных отношений— водный объект или его часть. Виды водных объектов: 1) поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Подразделяются на: - поверхностные водотоки и водохранилища на них - реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов; - поверхностные водоемы (воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена) — озера, водохранилища, болота и пруды; - ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности) и снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части); 2) внутренние морские воды — морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ; 3) территориальное море Российской Федерации — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль; 4) подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима: - водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; - бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; - месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; - естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой; 5) водные объекты общего пользования (находящиеся в общедоступном, открытом пользовании); 6) водные объекты особого пользования (которыми пользуется ограниченный круг лиц). Субъекты водных отношений: РФ (органы государственной власти), субъекты РФ, муниципальные образования (органы местного самоуправления), водопользователи (граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование). Водопользователь - гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд (свободно) либо для осуществления предпринимательской деятельности (только после получения лицензии на водопользование, равно как и водопользователь — юридическое лицо). Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов, в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов): долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет), краткосрочное пользование (до 3 лет), ограниченное пользование (водный сервитут). Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное. Условия возникновения права водопользования: 1) Лицензия на водопользование — акт федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий; может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации. Распорядительная лицензия — акт лицензирующего органа в области водопользования, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются; 2) Договор пользования водным объектом — соглашение федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части; 3) Решение Правительства РФ при установлении особого пользования. Права пользования водными объектами прекращаются путем аннулирования лицензии. Причины прекращения прав пользования водными объектами: 1) отказ водопользователя от пользования водными объектами; 2) истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; 3) смерть водопользователя-гражданина; 4) прекращение деятельности водопользователя — юридического лица; 5) прекращение особого пользования водными объектами; 6) естественное или искусственное исчезновения водных объектов; 7) переход прав пользования водными объектами; 8) неиспользование водных объектов в течение 3 лет; 9) неиспользование в течение 1 года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 10) использование водных объектов не по целевому назначению; 11) возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд. Водный сервитут устанавливается для лиц, не являющихся собственниками водных объектов, в зависимости от целей использования данного водного объекта. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное. Водный сервитут — право ограниченного пользования водным объектом. Формы водного сервитута: 1) публичный (каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами); 2) частный (ограничение прав лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование). Могут устанавливаться и на основании судебного решения. Цели установления обеих форм водных сервитутов: 1) забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств; 2) водопой и прогон скота; 3) использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование. Договор установления частного водного сервитута заключается водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, и подлежит регистрации (кроме публичного сервитута). В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Водопользователь объекта, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование этим водным объектом. Обременение объекта водным сервитутом не лишает пользователя этим водным объектом прав водопользования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на водопользование объектом, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не имеющим причин для установления данного сервитута. По требованию пользователя водным объектом, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен после устранения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда водный объект, предназначенный для использования гражданином или юридическим лицом, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целью пользования им, водопользователь вправе требовать по суду прекращения сервитута. Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов: 1) водохозяйственные балансы (расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами); 2) схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов); 3) федеральные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов; 4) государственный мониторинг водных объектов (система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающими сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий); 5) государственный учет поверхностных и подземных вод (систематическое определение и фиксация в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории); 6) государственный водный кадастр (свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях, основа для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов); 7) государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов (проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству); 8) государственный контроль над использованием и охраной водных объектов, обеспечивающий соблюдение порядка использования и охраны водных объектов, лимитов водопользования, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон, иных требований; 9) нормирование в области использования и охраны водных объектов (установление лимитов водопользования, разработка и принятие стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов); 10) лицензирование в области использования и охраны водных объектов; 11) государственное регулирование водохозяйственной деятельности. При осуществлении водохозяйственной деятельности допускается передача водохозяйственных объектов в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям.
|