![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вторая глава оседлая и Полукочевая культура в VI-ix векахСтр 1 из 2Следующая ⇒
§ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР Полукочевая культура. Разведение и выращивание скота было древнейшим видом хозяйства человека. По данным археологических раскопок, приручение животных началось еще в новокаменном веке. Это была эпоха распада общинного строя и начала расселения первых людей у рек и озер. Период выращивания массового поголовья скота относится к эпохе бронзы. Если вначале скот содержали близ жилищ, то постепенно его стали выгонять на пастбища. Это способствовало увеличению поголовья скота и повышению его продуктивности. В эпоху железа скотоводство постепенно становилось кочевым сезонным, что привело к появлению кочевого и полукочевого скотоводства. Безусловно, разведение скота всегда зависело от погодных условий. А казахские земли издревле имели благоприятные условия для полукочевого скотоводства. Из предыдущих тем мы узнали, что у кимаков имелись постоянные зимовки. Помимо полукочевого скотоводства, совершавшегося по местам зимних, осенних, весенних и летних кочевий, на некоторых стоянках и поселениях занимались и земледелием. Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахстана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками. Скотоводы продавали горожанам и жителям зимовок шерсть, мясо, масло, шкуры, излишки скота или обменивали на предметы и вещи повседневного спроса. Развитие городской культуры. Археологические исследования показывают, что еще в VI—IX веках на юге Казахстана и в юго- западных районах Жетысу была развита городская культура. Так, например, китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Ныне Сайрам является крупным населенным пунктом Южно-Казахстанской области. Близ города находилось множество поселений, жители которых занимались земледелием. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Города и поселения вокруг них как центры оседлой культуры находились в тесных взаимоотношениях с полукочевыми скотоводами. В этот период ( VI-IX вв.) в данных регионах произошли серьезные социально-экономические изменения. Обедневшие группы полукочевых скотоводов постепенно переходили к оседлому образу жизни, становились жителями поселений и городов. С увеличением численности городского населения прогрессивнее стала развиваться оседлая культура. Между городским населением и полукочевыми скотоводами стали устанавливаться более тесные экономические связи. Такие отношения порождались требованиями самой жизни и никогда не прерывались. Материальная культура городских и степных жителей. Сейчас известны лишь местонахождения некоторых разрушенных городов, зимовок и кентов тюрков VI-IX веков. Археологические раскопки дали ясную картину о структуре их застройки. Города были обнесены глинобитными стенами, жилища состояли из одного или нескольких помещений. В жилищах имелись очаги (печи) для их обогрева и котлы для приготовления пищи. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки. Внутри жилищ были обнаружены различные предметы обихода, необходимые в повседневной жизни, в том числе гончарные изделия разных размеров и видов, ручные мельницы. В некоторых помещениях имелись глиняные горшки-чаны для хранения зерна, керамическая посуда для приготовления пищи и хранения воды. Структуры застройки, характерные для городов, использовались и при строительстве зимовок, кентов и крепостей. Население зимовок и кентов преимущественно занималось земледелием, дополнительно - выращиванием скота и ремеслами. Близ таких постоянных стоянок находились и кладбища их жителей. Таковыми являются кладбища Шага близ Туркестана, Борижар на берегу реки Арысь, у города Отрар. Наличие множества кладбищ говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течение многих веков. Научные исследования, проведенные в этих районах, дали полное представление о религиозных верованиях, обычаях и традициях жившего здесь населения. А найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей того времени. Материальная культура полукочевников. Как мы уже отмечали ранее, материальная культура полукочевых тюркских племен отражала потребности их главного занятия - скотоводства. Хозяйственная необходимость заставила тюрков улучшать и совершенствовать разборную юрту. Сведения о юртах встречаются в древних китайских и арабских письменных источниках. Так, например, по свидетельству одного из них, осевшие в городах тюрки продолжали ставить юрты во дворах дворцов или у своих постоянных жилищ. Второй разновидностью жилищ сезонных полукочевых скотоводов являлись их жилища на зимовках. Они строились из камня, дерева, камыша или сырого глиняного кирпича. Возле жилищ располагались стойла и загоны для скота. Зимовки в большинстве своем находились на берегах рек Или, Чу, Сырдарья, Иртыш и в местах, богатых зарослями камыша, в лесах и тугаях, на солнечных склонах гор. О богатстве материальной культуры свидетельствуют предметы и вещи обихода, извлеченные из погребений в ходе археологических раскопок. Среди них оружие, конские сбруи, кисе (кожаные ремни), железные наконечники стрел, кинжалы, сабли, мечи, и различные виды украшений. Особое внимание ремесленники уделяли изготовлению кисе, потому что на него навешивались необходимые для мужчины оружие, точильные бруски, ножи, фитиль, кремниевый камень и др. Мужчины, имевшие кисе с указанными предметами, как бы демонстрировали свою общественную значимость среди остальных. Головные уборы имели различные виды, мужчины носили высокие калпаки из кошмы, борики (круглые шапки, сшитые из шкур диких зверей и домашних животных), малахаи. Словом, тюрки все виды необходимой одежды и головных уборов шили сами и удовлетворяли свои потребности. Гончарное дело. Гончарное дело было более развито в городах, чем на стоянках. Это объясняется, во-первых, тем, что горожане вели оседлый образ жизни, у них было больше условий для гончарного дела. Во-вторых, у них имелись мастерские для выпуска гончарных изделий. Поэтому у горожан посуда была более высокого качества и ремесленный труд — более производительным. Металлообработка. Найденные при раскопках курганов и зимовок, а также в погребениях металлические изделия, оружие и другие предметы свидетельствуют, что жители городов и поселений умели плавить металл и удовлетворять свои потребности в железных изделиях. О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник, как же осмелился сделать такое предложение?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него. Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. У добытчиков руды орудия труда были очень примитивными. Это железные кирки, кайла, каменные кувалды, молотки, деревянные и железные клинья. Добытая руда дробилась и доставлялась к специальным печам для плавки. Полученный металл продавался кузнецам и ювелирам, которые изготавливали необходимые изделия. Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли. Торговля велась в основном по трем направлениям: 1) международная торговля; 2) торговля внутри самих городов; 3) торговые связи горожан и степного населения. В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны. Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Благодаря торговле в страну поступали шелк, бумага, зеркала и другие вещи. А со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные ткани. Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетельством значительного развития международной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле. В конечном итоге, развитие торговли являлось главным показателем экономического развития. § 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI -IX вв.) Архитектура. Это слово по-латыни означает «строительное искусство». А оно подразумевает строительство высотных красивых сооружений, построенных по сложному проекту. Значение слова «искусство» всеобъемлюще, потому что у искусства много направлений: искусство слова, музыкальное искусство, военное искусство и др. А в области архитектуры широко применяется понятие «зодчество». Помимо этого такие виды искусства, как живопись, скульптура и прикладное искусство органично развиваются вместе с архитектурой. Эти виды искусства применяются для красочной отделки и украшения архитектурных сооружений. В результате археологических раскопок средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-Ата и Костобе обнаружены остатки каменных фундаментов жилых домов, которые дают ясное представление о достаточно высоком уровне архитектуры и строительства в то время. В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка). Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766-893 годы, и так и не был завершен. Площадь сооружения 180x205 м. Система строения состоит из четырех частей и множества помещений. Ширина внешнего ограждения 5 м, внутреннего - 3-3, 5 м. Как повествует одна народная легенда, влюбленный в прекрасную девушку джигит по имени Алан-Хазар в знак взаимной беспредельной любви решил возвести из камня величественное сооружение. Чтобы облагородить скудную растениями землю вокруг сооружения, он прорыл канал от реки Талас. Однако по неизвестной причине возведение сооружения Алан-Хазаром не было завершено. Несмотря на незаконченность Акыртаса, это сооружение является образцом смелого архитектурно-строительного решения для своего времени. Несколько меньшим Акыртаса по размерам выглядит архитектурное сооружение Билеули, которое находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем. Наиболее известны, например, две таких сардобы: однокуполь- ная и многокупольная Мырзарабат; многокупольная Якка. Купола вплотную смыкаются друг с другом. Обе купольные сардобы спроектированы наподобие юрты. Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути. Сардоба Якка была построена близ постоянных стоянок скотоводов. Это сооружение предназначалось для хозяйственных нужд. Купольные завершения таких сардоб нашли широкое распространение по всей территории Казахстана. Религиозное зодчество. Одним из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в Казахстане в VI- IX веках были сооружения, связанные с религиозными верованиями. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Ман- гистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. При археологических раскопках из захоронений извлечены останки умерших, кости скота, орудия труда и оружие. На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков. Размер Акбешимского храма 76x22 м. Храмы были очень удобны для молящихся. Стены украшены изображениями Будды. Также в стенах были сделаны специальные ниши для скульптур Будды. Найдены два обломка статуи. Длина головы с туловищем, вместе взятых, составляла 2, 5-3, 0 метра, что свидетельствует о том, какое значение придавали верующие религиозным обрядам и как глубоко поклонялись Будде. Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, относящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством этого являются остатки мечети на кургане Баба-Ата близ одноименного села в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на северных склонах Каратау. Здание пятикупольное. Снаружи оно красиво выложено кирпичом. Как по своему проекту, так и по отделке, оно отличается от других архитектурных сооружений религиозного назначения. Это говорит о том, что на юге Казахстана и в Жетысу развитие религиозных верований привело к формированию своего характерного стиля строительства исламских религиозных сооружений. Изобразительное искусство. Развитие этого вида искусства находится в прямой зависимости от развития архитектуры и строительства. Однако изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. Древние представители этого вида искусства разукрашивали изображениями и различными знаками предметы обихода еще в эпоху бронзы. Например, украшали гончарные изделия. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на строительные материалы. Об этом свидетельствуют орнаменты и узоры, нанесенные на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. Стены помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических фигур. При раскопках города Куйрыктобе близ Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий. Все они были посвящены сюжетам религиозного и мифологического содержания. Другое направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные изображения (петроглифы) древних тюрков. По своему содержанию они делятся на две группы: первая - сцены с изображениями всадников, облавных охот на зверей, перекочевок и поединков; вторая - изображения диких зверей. Изображение образов воинов-всадников со знаменами отражает военно-политический характер тюркских каганатов. Словом, наскальные образы воинов символизируют их героический дух, показывают далекую, полную военными событиями и воинской доблести эпоху средневековья. Скульптура. В тюркскую эпоху в Казахстане широко развивалось и искусство скульптуры. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). Эти каменные изваяния имеют важное историко-познавательное значение. В тюркскую эпоху они заключали в себе особое идейное содержание, которое до сих пор полностью еще не раскрыто. Поэтому пока считается, что слово «балбал» в тюркских надписях означает «каменная скульптура». Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников. Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг- тегин об установлении скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык». Из этого видно, что скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем во многих европейских странах. Найденные на месте жетысуйских городов средневековья скульптуры Будды были вылеплены из глины, затем они обжигались, лицо выкрашивалось красным цветом, а глаза и брови - черным. Развитие скульптурного искусства у тюрков передает их мировоззрение и внутреннее мировосприятие, характерные для эпохи их существования. Прикладное искусство. Еще одна композиционная часть архитектуры - это прикладное искусство. Городские и степные мастера-ремесленники в своих изделиях широко использовали этот вид искусства. Особенно были распространены искусство терракоты (производство керамики из обожженной цветной глины), художественная керамика, мелкая пластика. Очень разнообразны были разновидности орнаментов. Некоторые из них носили религиозно-магический характер. Подобные орнаменты использовались для художественной отделки и внутреннего и внешнего украшения архитектурных сооружений. Если художественной керамикой украшались обычно стены, то мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений в разных местах архитектурных сооружений. Терракота представлена образами людей с характерными типами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали тюркам и согдийцам. Встречаются изображения и Будды. Характерной особенностью является то, что на крышках оссуариев (сосудов из глины или камня, в которых хранятся кости умерших) ручки делались в виде человеческих голов. Прикладное искусство использовали при изготовлении своих изделий и полукочевые, и полуоседлые народы. Особенно широкое применение оно нашло в украшении и отделке одежды, ремней и поясов. Такие изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков. Они являлись не только предметами одежды, но и образцами художественной культуры. Обычно во всю длину эти пояса и ремни украшались орнаментами, которые своей изящностью и красотой производили неизгладимое впечатление. Таким образом, тюрки в своем искусстве широко использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. Они переняли у согдийцев образцы растениевидных орнаментов и развили их дальше. А на согдийцев также оказала свое влияние культура тюрков. § 9. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ Письменная культура древних тюрков. Территории Южной Сибири, Алтая-Саяна и Казахстана населяли племена древних тюрков. Они говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Поэтому древняя руническая (тайная, смысловая) письменность являлась письменностью тюрков. Это опровергает укоренившееся в истории мнение, что тюркская письменность появилась на основе согдийской. За последнее время появились новые гипотезы о времени создания тюркской письменности на территории Казахстана. Если до сих пор бытовали утверждения, что древнетюркская письменность появилась в V веке нашей эры, то уже доказана их ошибочность. Свидетельством этому являются образцы письменности на тюркском языке, которые были обнаружены при раскопках курганов сакских племен в Алматинской и Павлодарской областях. Эти письмена не только отодвинули время создания тюркской письменности на 1000 лет назад, но и доказывают, что сакские племена были тюркоязычными. Это говорит о том, что саки не только имели свою письменность, но и не были индо-ираноязычными, как утверждалось некоторыми учеными ранее. Таким образом, древняя тюркская письменность появилась на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры. А феодальные государства раннего средневековья использовали эту письменность в качестве средства общения между собой. Это мы видим из того, что во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюркские посланники доставили послание, написанное скифским письмом. Так что не вызывает никакого сомнения, что «скифские письмена» - это и есть древнетюркская письменность. За последние 30-40 лет на берегах рек Талас, Или, Сырдарья и Иртыш найдено много памятников древнетюркской письменности. Она использовалась не только в среде представителей знати и в межгосударственных отношениях, но и в среде простых людей. Так, например, в одном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было 20 лет». Этими словами сообщается одновременно как о павших друзьях за родную землю, так и о возрасте воина и времени года. Таким образом постепенно древнетюркская письменность в VIII-IX веках становится достоянием всего народа. Однако распространение исламской религии и использование арабской письменности в среде знати сузили сферу применения тюркского письма среди широких масс народа. Наряду с тюркской широкое употребление в стране нашла и согдийская письменность. Особенно значительную роль эта письменность играла во дворце кагана. Ею пользовались каждодневно советники, послы, счетные работники кагана и другие. А согдийские купцы жили в таких крупных городах, как Сайрам, Тараз и Баласагун. Это обстоятельство тоже имело свое последствие - тюркская письменность постепенно вышла из употребления. Развитие литературного языка и письменной литературы. В общей сложности на древнетюркском языке найдено более 200 устных литературных памятников. В них содержится множество сведений о жизни и быте древних тюрков. Это еще одно свидетельство того, что еще задолго до появления письменности был развит устный литературный язык. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Основные древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Культегин» и «Тонъюкок». Это поистине исторические дастаны (поэмы). Они были выбиты на каменных стелах в период Тюркского каганата и содержат много описаний исторических событий. Названные дастаны были первыми литературными творениями. Они богаты использованием жанров устной литературы: пословиц, поговорок и жоктау (плач по случаю смерти). Например, «Совесть сильнее смерти», «Тонкое легче разорвать» и т.д. Или в жоктау: «Умер ли великан Тон? Остался ли превратный мир? Отомстило ли время? Теперь разрывается сердце на части...» Подобные пословицы, поговорки и жоктау в устном народном творчестве казахского народа сохранились до наших дней. Поэтому можно утверждать, что истоки современной казахской устной и письменной литературы лежат в литературе древних тюрков. К литературе средневековья относятся «Книга моего деда Кор- кыш-Ama» и поэма «Огузнаме». Оба эти произведения в VIII веке передавались из уст в уста и широко распространялись среди народа, начиная с XI века их стали записывать в письменной форме. «Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов. Она посвящена знаменитому акыну и кобызисту Коркыту, превратившемуся в легендарного героя. Имя Коркыта широко известно в среде тюркоязычных народов. Мавзолей Коркыта находится в Кармак- чинском районе Кызылординской области. Судя по этому, он родился и умер в Казахстане. По историческим документам и народной летописи известно, что его мать была из кыпчакского племени, а отец Каракожа (Караходжа) - выходец из огузского рода камы. Слова-назидания, приписываемые Коркыту, сохранились в древнетюркском устном народном творчестве. А 12 эпосов состоят из сказок и легенд племен, входивших в состав огузов. Книга содержит слова-назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально-нравственного характера. Одним из произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме». Она появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В VI веке была переведена на персидский, а в IX веке - на арабский языки. Старый вариант «Огузнаме» первым записал в XIII веке знаменитый персидский историк Рсшшд ад-Дин. Затем, в XVII веке, его полностью записал Абулгазы хан. Основная идея произведения - призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины от завоевателей. По содержанию оно созвучно с эпическими произведениями казахского народа, а по стилю - с его устным творчеством. Таким образом, в результате развития различных жанров устного народного творчества тюркоязычных народов (пословицы, поговорки, жоктау и др.) в раннем средневековье дальнейшее развитие получили литературный язык и письменная литература тюрков. Религиозные верования тюрков. Предметы, извлеченные из захоронений тюрков, свидетельствуют, что они верили в загробный мир. Главным объектом их верований было поклонение огню. Вы уже знаете, что перед приемом у тюркского кагана византийский посол совершил обряд очищения, пройдя между кострами. Так как только после прохождения такого обряда он имел право на встречу с каганом. Пережитки поклонения огню в некоторых регионах сохранились и до наших дней. Тюрки поклонялись и силам природы. Родственники умершего обычно устанавливали юрту на холме, приносили в жертву скот, затем сжигали труп умершего, его вещи и коня. В случае смерти человека летом, после сжигания пепел собирали и хранили до осени, когда начинают желтеть травы, и только тогда предавали земле. А если человек умер зимой, то пепел хранили до весны, пока не зазеленеют травы и не распустятся листья деревьев, тогда рыли могилу и хоронили пепел. Это доказывает, что тюрки также поклонялись и четырем временам года.Из следующих строк памятника «Культегин» видно, что тюрки глубоко почитали голубое Небо: «В небе Тенгри тюрков.., Тенгри придает силу.., Тенгри щедро одаривает...».До сих пор среди казахов сохранились такие выражения: «Пусть щедро одарит Тенгри»; а когда проклинают, говорят: «Пусть покарает Небо». Тюрки веровали в богиню Умай ана («Мать Умай»). Считалось, что она оберегает домашний очаг. В письменных памятниках встречается: «Родословная Матери Умай.., в возрасте десяти лет на счастье матери Умай младший брат Культегин назван батыром.., Тенгри, Умай, священная Земля, вода охраняют нас.., помните об этом...». Здесь содержится призыв к единству и солидарности тюрков. О поклонении казахов Жетысу Умай-ане писал и Шокан Валиханов.Тюрки также поклонялись и Кок бори(Волку). В поэме «Огузнаме» к Огуз-кагану обращается Волк с предложением возглавить его войско во время похода. Подтверждением поклонения Волку является отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори». С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка волка изготавливали талисманы (обереги) - тумары. На юге Казахстана, в Жетысу бытовали и другие языческие (многобожьи) обряды и обычаи. Помимо них, начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. Основными центрами ислама стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан. Заключение по первому разделу В истории Казахстана период VI-IX веков называется эпохой раннего средневековья. В этот период наш народ хотя еще и не назывался казахским, но входившие в его состав роды и племена находились на стадии объединения. За это время образовался ряд государств, которые развивались социально и экономически, устанавливали равноправные отношения с соседними государствами и странами Ближнего Востока. Великий Шелковый путь, пролегавший через древние казахские земли, способствовал росту количества крупных городов, ставших торговыми центрами. В Южном Казахстане и Жетысу росло число городов. В их окрестностях появилось множество зимовок и кентов, начала развиваться оседлая городская культура, между городами и кочевым и полукочевым населением укреплялись экономические связи, получили свое развитие среди тюркоязычных племен оседлость и полуоседлость. У коренного населения произошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали развиваться ремесла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки. Важнейшее событие, характерное для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распространение других религиозных верований и связанных с ними новых религиозных обрядов, обычаев и традиций. Стали развиваться зодчество религиозного назначения и возведение крупных архитектурных сооружений. Таким образом, в течение четырех веков в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения в общественно-социальном, экономическом и культурном развитии общества.
|