Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй раздел Казахстан в период расцвета Средневековья ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Третья глава ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХШ вв.) ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 гг.) Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке. В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан-хана и Богра-хана были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд). Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись советники, везиры.По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрывается, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители. Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные. По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддержания правящей власти. Одной из разновидностей землевладения была икта - земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мукта. Однако икта навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу. Кроме икты существовали и другие разновидности землевладения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие земельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству. Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды налогов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохождения военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников — феодалов (крупных земельных собственников). В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой общественного строя, сильным как политически, так и экономически. Политическое положение государства. После смерти основателя государства Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки. Несмотря на это, государство Караханидов умело использовало в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй половине X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Богра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневидскому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Караханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов. Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр. Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западно го ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Туркестан. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун, а позднее - город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд. Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого не произошло из-за разгоревшейся междоусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-тегина одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство. Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания. В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэтому караханидские правители во время сбора налогов для каракитаев старались пополнить и свою казну. Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты. В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по каракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухаммед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Таким образом, пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков. Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кентах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях развивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жайляу (летние), кузеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимовок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочевники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Такой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Казахстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобладало оседлое скотоводство. Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжением аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Традиционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства - коневодство. Культура. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов. Развитие городской культуры привело к росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письменных источниках часто встречаются данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и торговцев. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди населения исламской религии. Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань. Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было разносторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана. § 11. НАЙМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ Расселение племен. Эти племена издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. Начиная с X века, они стали осваивать его территорию. В конце средних веков эти племена вошли в этнический состав казахского народа. Поэтому вся их история и жизнь тесно связаны с историей казахского народа. Найманы. По письменным источникам VIII века, союз из восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеется река Секиз (по-тюркски - восемь), поэтому племена, населявшие берега этой реки, монголы называли найманами. Государство найманов становится известным во второй половине XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Этот город не раз переходил из рук в руки: то к уйгурам, то к кыргызам, то к каракитаям. Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь. Младший брат хана Инанч-бильге благодаря своим большим организаторским способностям много сделал для укрепления государства. Он стремился приобщить найманов к искусству, ремеслам и мирной жизни. Поэтому в народе его прозвали Бильге ханом (Знающим ханом). При правлении этого хана найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Ему удалось расширить торговые отношения с другими странами. Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусобная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае. Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов, монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одержали победу над войсками Буйрык хана. Хан найманов бежал к енисейским кыргызам. Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена в 1201 году созвали курултай. Одним из его организаторов являлся Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингисхана и Ван хана. Найманы и другие племена потерпели поражение в этом сражении. Буйрык хан перекочевал на юг Алтая. Войска Чингисхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингисхан в 1204 году организовал поход против Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу. Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источникам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образовалось Монгольское государство, писарями в нем в основном являлись кереи. По свидетельству из исторического памятника «Тайная история монголов» (XIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Находясь в союзе, оба ханства не раз давали совместный отпор меркитам, найманам и другим племенам. Ставкой Керейского государства была местность Битобе на востоке от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным историческим источникам, эта местность являлась жайляу керейского хана Торы (Тогурыла). Историки, исследовавшие время появления города Улан-Батора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, тутау, албатов, тунхаев, кыркунов. Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих земель схожи с казахскими. Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Кур- шакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел поражение от татар (по-монгольски - тата), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи другого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном районе ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана. К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев. После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то будете лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул. В конце XII века Керейское государство, занимавшее территорию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр- хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Недовольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, направил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать поражения только благодаря помощи Чингисхана. По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях. Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чингисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы Историки, исследовавшие время появления города Улан-Батора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, ту- тау, албатов, тунхаев, кыркунов.Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих земель схожи с казахскими. Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел поражение от татар (по-монгольски - тата), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи другого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном районе ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана. К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев. После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то будете лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул. В конце XII века Керейское государство, занимавшее территорию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр-хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Недовольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, направил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать поражения только благодаря помощи Чингисхана. По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях. Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чингисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы хан потерпел поражение. Во время отступления он был убит найманским полководцем. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая часть переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях: «Жившие в IX-XIII веках на территории Монголии кереи - сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью». Жалаиры. О существовании этого племени как самостоятельного государственного образования нет никаких сведений ни в арабских, ни в персидских письменных источниках. Лишь в монгольских летописях скупо упоминается о нем. В них говорится, что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, а так же верховья реки Орхон и хребты Каракорумских гор. В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай). За безупречную и верную службу великий хан присвоил ему титул «куй ун чинсан тайжи», «гован»- «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена (10-тысячного войска). В монгольских летописях другой жалаир Жамука фигурирует то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Ар- гын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чингисхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке, принудив его подчиниться своей власти. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. Подтверждением этому является тот факт, что в монгольской «Золотой летописи» жалаир Мукылай упоминается как крупный военачальник монголов. Один из первых казахских историков Кадыргали Косымулы Жалаири (XVI в.) писал, что во времена Чингисхана жил военачальник Сартак Ноян. Его сыном являлся жалаир Саба, от него произошел жалаир Тебре бек. А потомком Тебре бека был Айтоле бек, этот знатный человек командовал войсками Урус хана. Далее ученый свидетельствует, что жалаиры - одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарак танбалы жалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа. Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на территории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу. Политический строй. Системой правления племен являлась ханская власть. Она состояла из объединений племен и была прообразом формировавшегося феодального государства. Власть осуществлялась по улусной системе. Улусная система управления не была похожа на родовую или племенную системы. Она была ближе к народной системе управления. Улус имел свою определенную территорию. К нему относились объединенный союз нескольких племен или народности, имеющие самое многочисленное население и самую обширную территорию расселения. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жалаиров было самым крупным и известным среди других племен, состояло оно из десяти родов. К тому же в те времена ханство состояло из нескольких улусов. В каждом из них избирали правителей ханской орды, военачальников и нукеров (воинов хана). Ханская ставка считалась высшим органом власти. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан сам назначал командующих тысячами и туменами. Хозяйство. Найманы, кереи и жалаиры в основном занимались скотоводством, а кереи преимущественно коневодством. Скотоводство носило сезонно-полукочевой характер. Кочевья и их направления находились в прямой зависимости от мест летовок различных племен, от количества пастбищ, водных источников и богатого травостоя. У кереев, жалаиров, найманов было два вида кочевания. С одной стороны, кочевали большими группами, а, с другой, отдельные семьи кочевали самостоятельно или небольшими объединениями. Выращивали преимущественно лошадей и овец. Лошадь являлась средством передвижения, кочевники питались ее мясом и молоком. Овец держали ради мяса, шкур и шерсти. Эти племена содержали и крупный рогатый скот. В кибитки на колесах запрягали быков. Основным жилищем были юрты. Связи с соседними народами. В «Тайной летописи монголов» содержится много сведений, что найманы соседствовали с мерки тами, тангутами и монголами. Говорится, что они находились между собой то в мирных отношениях, то в состоянии войны, поэтому не могли создать сильное централизованное государство.
|