Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.Линейно-стадиальный подход к анализу общественного развитияСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 10. Основные институты общества (социальные институты). Общество как система – является совокупностью подсистем и социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной Деятельности людей, реализующая определенные функции в обществе. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
В современном обществе действует множество социальных институтов. Среди них можно выделить фундаментальные (ключевые)-государство, власть, собственность, семья, наследование, наука, право, образование. Внутри фундаментальных социальных институтов существует деление на мелкие социальные институты. Например, в системе политических институтов, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты местного самоуправления, разделения властей, парламентаризма и т.д. Признаки социальных институтов: O наличие ролевой системы (социальных ролей); O наличие правил, регулирующих отношения внутри социального института; O наличие важных общественных функций Функции социальных институтов o регулятивная функция (какой бы деятельностью не занимался индивид, он сталкивается с социальным институтом, регулирующим деятельность в этой области); O коммуникативная функция (распространение произведенной в институте информации); O транслирующая функция (передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям); o интегративная (сплочение социальных групп)
ЛЕКЦИЯ 11. Многовариантность общественного развития (типологии обществ). У человечества есть прошлое, исчисляемое сотнями тысяч лет. Интерес к прошлому помогает нам понять сегодняшний день и заглянуть в завтрашний. Исследователи пытаются мысленно охватить весь исторический процесс, обнаружить общую направленность. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются: I.Линейно-стадиальный подход к анализу общественного развития (при таком подходе исторический процесс рассматривается как развивающийся стадиями, ступенями, поступательно). В качестве примера можно привести формационный подход принадлежащий марксистской школе обществознания (К. Маркс; Ф.Энгельс; В.Ленин). Они разработали теорию общественно-экономической формации. Согласно этой теории в истории выделяются пять общественно-экономических формаций (типы обществ по К.Марксу и Ф.Энгельс): Коммунистическая а) социализм Капиталистическая формация б) коммунизм Феодальная Рабовладельческая Первобытная формация
Общественно-экономическая формация – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства.
Структура общественно-экономической формации:
По мнению К. Маркса определенному уровню производственных сил (оборудование, люди с их умениями) должны соответствовать определенные производственные отношения (отношения между людьми в процессе производства). На определенном этапе возникает конфликт между производственными силами и производственными отношениями (например, появляются станки, новое оборудование, а земля продолжает оставаться в собственности феодалов и крестьяне несут феодальные повинности). Производственные силы требуют изменения производственных отношений. Происходит слом старого базиса, меняется надстройка и происходит переход к новой общественно-экономической формации. Представители марксистской школы говорят о неизбежности наступления коммунизма. В коммунистическом обществе не будет частной собственности, и будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно полноценное развитие личности.
|