![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационное (постиндустриальное) общество
ТРАДИЦИОННОЕ (АГРАРНОЕ, ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО) Понятие традиционное общество охватывает период от первых цивилизаций по XVII век. К традиционным обществам относят цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня. Признаки традиционного общества: v основной фактор производства - ЗЕМЛЯ v ведущая отрасль экономики-сельское хозяйство v стабильность, консервативность v сословная структура общества v неразвитость институтов частной собственности v общинный уклад, коллективизм v внеэкономическое принуждение к труду (например, крестьянин работает на помещика) v большая роль религии v большая роль традиций и обычаев v слабое развитие товарно-денежных отношений v патриархальная семья (для такой семьи характерно: муж является главой семьи, жена является домохозяйкой и матерью). v бережное отношение к природе
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В наиболее развитых странах (Англия, Франция…) переход к нему завершился в XVIII веке. Признаки индустриального общества: v основной фактор производства – КАПИТАЛ v ведущая отрасль экономики - промышленность v замена ручного труда-машинным, ускоренное развитие промышленности v изменчивость общества, подвижность v концентрация (сосредоточение на крупных предприятиях средств производства и рабочей силы) v централизация (создание монополий и финансово-промышленных групп) v специализация (сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях) v стандартизация v увеличение социальной мобильности (социальная мобильность-передвижение по социальной структуре общества v массовая культура (становится преобладающей в 30-50е гг. XXвека; для нее характерно-рассчитана на получение прибыли, развлекательность, невысокий уровень…) v потребительское, «варварское» отношение к природе.
ИНФОРМАЦИОННОЕ (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО) Считается, что ведущие страны (США, Япония…) вступили в информационное общество в последней четверти XXвека). Россия пока находится на стадии индустриального общества. Перед ней стоит проблема проблема модернизации (модернизация - переход к более современным типам общества). Признаки постиндустриального общества: v основной фактор производства ЗНАНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ v преобладание сферы услуг v развитие информационных технологий v информатизация производства v электронные сети, глобализация v стирание классовых различий, ликвидация бедности, социальной поляризации v озабоченность экологическими проблемами, переход к «зеленым» безотходным технологиям
|