![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Термин «Сестринский процесс» впервые ввела Лидия Холл в 1955г
Термин «Сестринский процесс» впервые ввела Лидия Холл в 1955г. в США. Понятие «процесс» (от лат. Processus – продвижение) означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого-либо результата. Сестринский процесс – это научно-обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного и этапного решения возникающих у него проблем. Цель сестринского процесса способствовать в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента. Сестринский процесс состоит и 5 этапов: 1 этап – сестринское обследование 2 этап – сестринская диагностика (выявление проблем и постановка сестринского диагноза) 3 этап – определение целей и планирование ухода 4 этап – реализация плана ухода 5 этап – оценка и коррекция ухода в случае необходимости. Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно-важных потребностях. Потребность есть физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. В сестринской практике используется классификация потребностей Вирджинии Хендерсон, которая все их многообразие свела к 14 наиболее важным. К российским условиям адаптированы Мухиной и Тарновской 10 потребностей: 1. нормально дышать 2. адекватное питание и питье 3. физиологические отправления 4. движение 5. сон и отдых 6. одежда: одеваться, раздеваться, выбирать. Личная гигиена 7. поддерживать температуру тела в нормальных пределах 8. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей. 9. поддерживать общение с другими людьми 10. труд и отдых.
2. 1 этап – обследование пациента Цель этапа получение информации для оценки состояния пациента или сбор и анализ объективных и субъективных данных о здоровье пациента. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса (беседы). Источник такой информации, в первую очередь сам пациент, который делится собственными представлениями о состоянии здоровья и связанных с ним проблемах. Субъективные данные зависят от эмоции и чувств пациента. Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате его осмотра, наблюдения и обследования. К объективным данным относятся результаты физикального обследования пациента (пальпация, перкуссия, аускультация), показатели измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания. Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам обследования. Данные о пациенте должны быть описательными, точными и полными; они не должны содержать спорных положений. Полученные данные медсестра заносит в лист сестринского обслуживания (сестринскую историю пациента).
3. 2 этап – сестринская диагностика Цель этапа установит существующие и потенциальные проблемы пациент как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе и на болезнь; Выявить причины, вызывающие развитие этих проблем, а также сильные стороны пациента, которые помогли бы их предупреждению или разрешению. Фактически существующими называют проблемы, которые есть у пациента в настоящее время. Потенциальными (вероятными) те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Например, при существующей проблеме нарушенной подвижности (неподвижности) пациента потенциальной проблемой будет риск нарушения целостности кожных покровов (развитие пролежней). При обследовании у пациента могут быть выявлены две, три и более проблем одновременно. В таких случаях медсестра должна установить их приоритетность для определения последовательности их разрешения с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента. По приоритетности проблемы делятся на первичные, промежуточные и вторичные. К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи. промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства. Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу. На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков. Сестринские диагнозы следует отличать от врачебных диагнозов: - врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью; - врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня, по мере того как изменяются реакции организма на болезнь; - врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский – сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики; - врачебный диагноз, как правило, связан с возникшим патофизиологическими изменениями в организме. Сестринский часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья. Сестринские диагнозы – основа для построения плана оказания сестринской помощи. 4. 3 этап – планирование сестринской помощи. Цель этапа определение целей сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. Требование к постановке целей: - реальность и достижимость; - диагностичность (возможность проверки достижения); - временные пределы (указание сроков достижения целей). По видам различают цели6 краткосрочные (рассчитанные на 1-2 недели) и долгосрочные (более 2 недель). В структуре целей должны быть отражены: - конкретное действие; - критерий (дата, время и т.д.); - условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).
5. 4 этап – выполнение плана сестринских вмешательств. Виды сестринских вмешательств и их характеристика: - независимые вмешательства – действие, выполняемые медсестрой в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями, без непосредственных указаний и назначений врача. - зависимые вмешательства – действия, выполняемые медсестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. - взаимозависимые вмешательства - взаимные действия медсестры и врача, другими работниками, родственниками пациента и т.д. Пациенту могут потребоваться от медсестры вмешательства в виде: - поддержки; - лечения; - заботы о текущих условиях; - обучения; - заботы по предотвращению возможных проблем со здоровьем.
6. 5 этап – оценка эффективности сестринской помощи. Цель этапа оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов. К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся: - прогресс в достижении целей; - ответная реакция пациента на вмешательство; - соответствие полученного результата ожидаемому. Оценка идет постоянно и производится, когда медсестра общается с пациентом. Оценка изменяется в зависимости от сестринского диагноза и состояния пациента. Если цель не достигнута, необходимо выявить причины, пересмотреть цель и сроки ее реализации, а также внести необходимые коррективы в план сестринского ухода.
Основные положения процесса ухода за больным
|