Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 9.






Тема: «Расы человека и их классификация. Расовое многообразие человека. Этническая антропология». Соотношение категорий " популяция" и " этнос". Определение этноса и его характеристика. Ряд: племя – народность – нация.

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Тема посвящена проблеме расового разнообразия современного человека. Студенты знакомятся с критериями расы, признаками и подходами, на основании которых строятся расовые системы. Подчеркивается, что биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Рассматриваются факторы расообразовательного процесса (адаптация, изоляция, метисация и автогенетические популяционные процессы). Знание этих проблем позволяет критически обсудить понятие т.н. " чистых" и " смешанных" рас человека, уяснить, что между расами человека существует значительное количество плавных переходов, в связи с чем популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов. Этническая антропология предоставляет возможность знать свое прошлое, полученные в результате этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов).

Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- учебная: знать характерные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения, научные основы критики расизма и национализма; предмет и задачи этнической антропологии; стадии развития этноса; общие признаки и различия этноса, популяции, расы; механизмы формирования антропологических черт; историю развития восточных славян; уметь дать характеристику больших рас по морфологическим признакам; применять на практике измерительные признаки при определении расовой принадлежности индивида; показать на географической карте мира регион проживания представителей больших и малых рас; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользоваться научной литературой; владеть самостоятельной работой с учебной литературой, навыками использования современных информационных технологий и ресурсов сети Интернет.

 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

 

1. РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ

1) степень жирообразования

2) развитие мускулатуры

3) пигментация волос

4) характер осанки

 

2. Главным критерием отличия расы от вида является

1) количество особей в ареале

2) возможность создания плодовитого потомства между

представителями разных рас

3) наличие наследуемых признаков

4) площадь занимаемого ареала

 

3. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

1) пигментация радужки

2) наличие эпикантуса

3) определение пропорций тела

4) характер третичного волосяного покрова

 

4. ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ РАСА

1) американская

2) среднеевропейская

3) африканские негроиды

4) лапоноидная

 

5. Контактные расы образуются в результате процесса

1) изоляции

2) метисации

3) адаптации

4) автогенетического процесса

 

6. К смешению расовых признаков приводит

1) миграция

2) адаптация

3) метисация

4) изоляция

 

7. Для усредненного антропологического портрета восточных славян характерно

1) светлая пигментация

2) большая ширина лица

3) больший наклон лба и значительное развитие надбровья

4) невысокое переносье

 

8. Метод непрерывного картографирования выявил в составе русского генофонда ядерную структуру

1) восточную

2) северную

3) южную

4) периферическую

 

9. Иерархическая организация этносов выглядит следующим образом

1) род, племя, народность, раса

2) семья, племя, нация, народность

3) народность, нация, раса

4) род, племя, народность, нация

 

10. Варианты дрейфа генов

1) эффект бутылочного горлышка

2) эффект смешения

3) эффект изоляции

4) эффект миграции

 

11. теория, согласно которой этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей

1) теория комплиментарности

2) теория конструктивизма

3) теория индустриализма

4) теория примордиализма

 

12. Л. Гумилев предложил теорию

1) пассионарную теорию этноса

2) элитарного инструментализма

3) экономического инструментализма

4) конструктивизм

 

13. Автором социо-биологического направления конструктивизма является

1) Пьер Ван ден Берге

2) Ю.В. Бромлей

3) Л. Гумилев

4) И.Е. Деникер

 

Основные понятия и положения темы.

Существуют несколько определений понятия «раса»:

· Раса – это исторически сложившиеся географические группы людей, выделяемые по биологическим признакам.

· Раса - система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственныхбиологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что впроцессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой.

· Раса - это система популяций, обладающих достаточным фенотипическим и генетическим сходством, позволяющим отличить их от других подобных систем;

· Расы - открытые генетические системы, в результате обмена генами между которыми могут возникать смешанные популяции.

· Расы - это территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое определяется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам.

Суть понятия во всех этих определениях остается неизменной: термин определяет единицу внутривидовой структуры современного человечества, выделенную по определенному набору (комплексу) наследственно обусловленных признаков и занимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличия же рас от подвидов животных связаны с общественной природой человека.

Популяция – группа организмов одного вида, внутри которой особи могут обмениваться генетической информацией, а также занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества.

Вид – это основная систематическая единица, реально существующая в природе. Под видом понимается совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием потомства, населяющих определенный ареал обитания, обладающих рядом общих физиологических признаков и типов взаимодействия с биотической и абиотической средой. В зависимости от особенности ареала существования вид может разделяться на подвиды. Подвиды животных и расы людей различаются по следующим признакам:

- морфологические различия между подвидами животных более значимы, чем расовые различия людей;

- потомки от скрещивания двух рас неограниченно плодовиты в отличие от межподвидовых метисов;

-наличие переходных форм в зоне соприкосновения ареалов рас и отсутствие таковых в зонах распространения подвидов.

Хотя принципы выделения рас у человека и животных представляет некоторую аналогию в наличии ареала, в самом наборе признаков и их устойчивости, генетической обусловленности, их значение и история у человека принципиально иные, чем у животных. Расы человека - исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьируемых в определенных пределах. Расы выступают не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т.е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем основным морфологическим, физиологическим и психическим особенностям сходство между расами велико, а различия несущественны.

Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Раса принципиально отличается от этноса биологическими критериями, хотя в силу исторических причин иногда наблюдается частичное совпадение расовых групп и конкретных этносов. Важно запомнить, что раса- понятие сугубо биологическое, как и сами признаки, по которым проводится расовая классификация.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал