Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория коммуникативных источников. Привлекательность как характеристика эффективных коммуникаторов.
Подобие Принято выделять два типа подобия коммуникационных источников - демографическое подобие и идеологическое (ценностное) подобие. Аудитории находят привлекательными те источники, которые имеют общие с ними социально-демографические характеристики. Имеются в виду характеристики возраста, образования, сферы занятости, уровня дохода, религии, расы, места жительства. Эти источники привлекательны для аудитории, поскольку последняя легко идентифицирует себя с ними. Более сильная хар-ка привлекательности – подобие идеологическое. Нас привлекают источники, которые имеют общие с нами аттитюды, мнения и ценности. Чем больше количество разделяемых с получателем ценностей и чем выше их значимость для аудитории, тем более привлекательным будет источник. Исследования показали, что идеологическое подобие является более сильной характеристикой привлекательности источника, чем подобие социально-демографическое. Известность (знакомость) Нас привлекают источники, которые нам уже знакомы, о которых мы уже слышали, читали, которых видели. Этим параметром эффективного коммуникативного источника часто пользуется реклама, привлекающая известных артистов, звезд шоу-бизнеса или спорта для продвижения товаров или услуг. При этом оказывается очень трудно воспринять и принять новые коммуникативные источники взамен привычных, которые сжились в повседневных коммуникационных практиках. Симпатия В любом социальном взаимодействии людей, прежде всего, привлекают те партнеры, которые им нравятся, которые кажутся им симпатичными. Чем большую симпатию вызывает коммуникатор, тем больше у него шансов воздействовать на сознание и поведение социального субъекта, будь то индивид, группа или массовая аудитория. Но какие факторы детерминируют возникновение симпатии? Эмпирические исследования показывают, что к числу таких факторов относятся известность и сходство источника с получающим сообщение субъектом. Симпатия, в свою очередь, укрепляет возможности восприятия источника как сходного, имеющего общие черты с аудиторией. Из психологии известно, что социальные субъекты - индивидуальные и групповые - имеют тенденцию к преувеличению реального сходства между собой и коммуникаторами которые им симпатичны. Физическая привлекательность Большинство людей считает, что внешность не самое главное в их партнерах по коммуникации и что они способны судить о людях не по их внешности, а по другим, более важным качествам. На самом деле, именно физическая привлекательность, внешность во многих случаях детерминирует множество важных межличностных процессов: - симпатия между субъектами противоположного пола; - позитивная оценка индивида при получении работы; - возникновение приязни и дружбы между детьми на ранних этапах социализации; - приписывание позитивных личных характеристик и будущего успеха; --суждения взрослых о детских шалостях и т. д. Во многих исследованиях экспериментально доказано, что получатели информации (аудитория) приписывают лучшие личностные качества коммуникаторам, обладающим большей физической привлекательностью. От них ожидается более эффективная деятельность, хорошие поступки и т. п. в большей степени, чем от тех, кто, как говорится, «не вышел лицом».
|