Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия






Проблемное поле рус. фил-ии 19-н20 в. распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: " познания", с основной оппозицией " вера-знание"; " действия" с основной оппозицией " аполитизм-революционизм"; " ценностей" (нравственности) с основной оппозицией " альтруизм-эгоизм". В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определенный " идеал". В сфере познания это идеал рациональности (духовности), задаваемый либо религией либо наукой. В сфере действия - идеал социальности, представляемый либо монархией либо демократией (в вариантах - либерализм, социализм, анархизм). В сфере ценностей - идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых форм коллективности (" государство", " народ", " община", " церковь"), либо посредством личностных атрибутов (" разумность", " нравственное чувство", " природа человека"). Таким образом, русская фил-я предстает как многообразие филос. доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух полюсов - " философии тотальности" (целостности, коллективности) и " философии индивидуальности". И в этом - специфическая особенность русской философии 19 столетия.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в. Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.

Характерная для взглядов Чаадаева попытка синтеза уже в 30-40 г. стала сменятся многообразием философских течений, более выражено тяготевших либо к полюсу " тотальности" либо к полюсу " индивидуальности". Этот процесс на языке философии отразил становление культурно-исторической альтернативы " славянофильство-западничество". Все эти различия объясняются тем, что Чаадаев и славянофилы - выразители русской романтической культурной традиции, тогда как западники начинают традицию русского Просвещения.

Славянофилы - Киреевский, Хомяков, Самарин, Аксаков - тяготеют к полюсу " тотальности". Фундамент мироздания - православие, " идеальный нравственный мир" - крестьянская община. Русская " философия индивидуальности" тяготела к западничеству.

Основные идеислафянофильства

1. Абсолютизируют православие, монархию и крестьянство как единственно правильные формы социальности;

2. Пропагандируют идею панславизма - господство России в мировом славянстве.

3. Религиозно-идеалистическая концепция на основе православия.

4. Отрицают челов. разум как основной источник знаний, 1 место - вера и божественное происхождение.

5. Идея самобытного развития России без влияния западного об-ва.

6. Идея соборности - глав. принцип русского менталитета. СОБОРНОСТЬ - внутреннее единение людей на основе свободных отношений, общности духа. Я+ТЫ через МЫ

7. Критикуют кап. об-во. Крестьянская община выступала как идеальный " нравственный мир",

В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот “русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

Современная действительность воспринималась ими негативно и критично. Постулировали глубокий разрыв между " властью" (бюрократией) и всем об-вом, а также между европеизирован. дворянством и хранящим православно-русские начала народом. Безоговорочно осуждая крепостничество с позиций христианства, они опасались, что лишенная дворянской опеки крестьянская община окажется беззащитной перед разрушающим гнетом правительственной бюрократии.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений - понятия соборности. Свободное единство верующих для понимания правды православия и отыскания пути к спасению.Определяющим признаком соборности служит принцип “единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между государствами и т.д.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы верили, что по мере распространения “общинного принципа” в российском обществе будет все более укрепляться “дух соборности”.

Против слав-ва выступали западники: правые- западники-либералы и левые - революционеры-демократы - Герцен, Чернышевский, Белинский, Грановский, Боткин, Тургенев, Анинков, Коверин. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия.

Основные идеи запад-ва

1. Против крепостничества - препятствует кап. развитию России.

2. Против всех форм абсолютизма - идеализ-ли западно-европ. образ жизни.

3. Сторонники преобраз-й.

4. Акцент на просвещение.

5. Западный путь развития России.

Либеральное западничество (Грановский, Станкевич, Кавелин) выст за рациональное реформирование общества, против крайних мер. Идеал для них – самодержавная республика. Грановский подчеркивал роль личности в историч процессе т.е. России надо укреплять роль личности – это приведет к сближению России с Запад упадку плохого патриархального и феод строя в России. Нет историч прогресса без нравственного развития личности, обладающей свободной волей.

Революц-демократич направление (Герцен, Белинский) – Ф для них – ср-во обоснования своих полититич идеалов и преобразование Рос на основе просвеш и революцион методами. По природе ч-к присуще стремление к свободе и соц.равенству. Общество д/б справедливым. Переустройство общества м/совершить только силой народного движения или нар. Революции. (Бел-ий). Насилие не самоцель, оно способно только расчистить место для будущего. Социализм – средство освобождения личности (Герцен). Анархизм (Бакунин) – крайностная, революц теория, содержала в себе призывы к уничтожению государства, немедленному соц перевороту, требовала не «учить народ», а «бунтовать его».

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм. Признание самобытности России. (Лавров, Бакунин, Ткачев, Михайловский).

Почвенники Григорьев, Страхов, Достоевский - нац почва как основа соц и духовного развития России. Создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий.

Достоевский, Толстой, Соловьев. Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с христианской нравственностью. Только то может быть принято обществом что прошло чистилище нравственности. Предельный гуманизм. Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой / Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/

Достоевский. (1821-1881). Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории, противопоставление России и Запада.. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение.Против как кап, так и атеистического соц, идея русского социализма.

Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и рабством, христом и антихристом. В любой ситуации ч-к должен остаться ч-ком.Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. ДЛя Богоч-ка надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

Большое вним уделял проблеме бога и человека, Бога и мира. Без идеи бога как высшего начала все нравственные основания в человеке условны. Только религия м/дать абсолютное обоснование нравственности. Нет ничего значительнее и дороже чел, но нет и ничего страшнее. Человек-существо иррациональное, поэтому рассудочным путем понять его природу нельзя. Подлинная сущность чел заключ в стремл к самоутверждению, т.е. свободе. Бытие человека определяется жаждой свободы. Свобода человека – свобода выбора между добром и злом. Основ проблема в том, ч сможет ли чел сам определить что есть добро, а что – зло. Человеку, как нравственному существу нельзя прожить без Бога. Ибо совесть без Бога – ужас, совесть м/заблудиться до самого безнравственного. Потеря веры в Бога – ведет к саморазрушению личности. Как западник он положит оценивал реформа Петра1, но отрицат методы их проведения. Не признавал их мнение об отсталости России. Считал, ч кроме экономич богатства важна и сила духа. У России есть свой собственный историч путь, диктуемый своеобразием рус народа. Славянофилы и западники по его мнению односторонни! Зад – синтез родной почвы(почвенник) и привнесенных элементов европ культуры. Спасение мира придет их возрожденной России, т.к. в мире нет др. народа, кот смог бы стать духовной основой для всех людей. Стать настоящ русским – стать братом для всех людей.

Данилевский – особ роль рус народа в истории как хранителя православности. Выд 12 культ-истор типов, каждый проходит стадии становления, упадка и гибели. Исторический круговорот. Наиболее перспективным является славянскийтип, адекватно выр в русском народе - должен стать первым, гармон соед основ виды чел деят. (религию, науку, политику, эконом).

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. " Царство божие внутри нас" - он неприемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей =анархизм. Отрицание пользы цивилизации.

Религиозная фил-ия. Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

Общество есть расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество. Человек - вершина творения Бога. Русская идея - историч долг России в создании соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ.

Флоренский - продолжатель, стремился создать интегральную систему взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.

Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества, причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.

Бердяев В центре - проблема человека. исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека.

Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ. Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

Космизм - прежде всего уч о неразрывности чел и космоса, о космической природе чел и безграничных возможностях по освоению космоса. В этом направлении отразились идеи единства человека и космоса. Одн из осн постулатов явл идея единства людей и всего человечества. Основная идея - рассмотрение человека в окружении всей вселенной; человек не только природное но и вселенское существо. К естественнонаучному направлению принадлежат Чижевский, Вернадский, Циолковский; к философско-религиозному направлению относятся такие мыслители, как Федоров, Соловьев, Флоренский, Булгаков, Бердяев;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал