![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы выдачи кредита ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: Баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, Отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств. 2. Изучение кредитоспособности и оценка риска Оценка кредитного риска проводится на основе разработанной в Банке рейтинговой системы. В основе рейтинговой системы оценки платеже- и кредитоспособности клиентов лежат методики, разработанные в Банке. Рейтинговая система позволяет оценивать кредитоспособность самого Клиента и определять рейтинг кредитного продукта. Кредитоспособность Клиента определяется на основе анализа его финансового состояния и бизнес - показателей. Финансовое состояние оценивается на основе анализа: · Имущественного положения Клиента · Ликвидности · Финансовой устойчивости · Дебиторской задолженности · Кредиторской задолженности · Прибыли Оценка бизнес- показателей производится на основе анализа: · Деловой активности · Рентабельности · Реализации и оборотам по счетам в Банке · Кредитной истории · Качества управления и деловой репутации · Положения на рынке · Оценки конкурентов Рейтинг кредитного продукта определяется на основе анализа кредитоспособности Клиента, а также самого кредитного проекта, финансовых потоков и обеспечения проекта. Кредитный проект оценивается на основе анализа: · фактического движения денежных средств за последний отчетный год · построение прогнозируемого движения денежных средств · специального корректирующего коэффициента риска кредитного проекта В качестве обеспечения оцениваются: · залоги · гарантии · поручительства Рейтинг кредитных продуктов определяется по 5-балльной системы. Рейтинг кредитного продукта является одной из компонент, влияющей на размер процентной ставки по кредиту (платы за кредитный риск) Система санкционирования кредитов использует сочетание из трех основных методов: 1. Санкционирование, проводимое кредитным комитетом. 2. Коллективное санкционирование – кредит утверждается двумя или более лицами; 3. Индивидуальное санкционирование – кредит утверждается одним лицом, под его персональную ответственность. Кредитные сделки заключаются с обязательным согласованием с Казначейством в части фондирования. Кредитные сделки в рамках установленных ГКК/МКК лимитов кредитования заключаются с обязательным согласованием с Управлением сопровождения банковских операций.
Кредитный Комитет филиала Банка вправе принимать решение о предоставлении кредитного продукта только в рамках лимитов принятия решений, установленных Главным Кредитным Комитетом для соответствующего филиала. Решения Кредитного комитета филиала могут быть отменены только: 1. Начальниками кредитных подразделений Центрального Офиса, курирующими сделку либо отвечающими за продукт, 2. Заместителем Председателя Правления Банка, курирующим Управление кредитования регионального бизнеса (по решениям в рамках лимита самостоятельного кредитования на филиал), 3. Малым или Главным кредитным комитетами Банка. Лимит принятия решений филиала может быть приостановлен Членом Правления Банка, курирующего региональную сеть. Коллективное санкционирование. Правление Банка вправе принять решение о предоставлении любого кредитного продукта, с одобрения Совета Директоров Банка и Собрания Акционеров Банка. Индивидуальное санкционирование. Санкционирование Членами Правления Банка. Члены Правления Банка вправе санкционировать кредиты в рамках персональных лимитов, установленных решением Правления Банка. Предложения по установлению и изменению персональных лимитов подлежат обязательному согласованию с Директором по управлению рисками. Другие должностные лица Банка, а именно: начальники кредитных подразделений Центрального офиса, Управляющие московских бизнес-центров – вправе санкционировать кредиты в рамках персональных лимитов, установленных по решению Главного Кредитного Комитета Банка или Правления Банка Этот этап называется структурированием ссуды, на котором определяются основные характеристики ссуды: · вид кредита; · сумма; · срок; · способ погашения; · обеспечение; · цена кредита; · прочие условия. Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок. Система мониторинга выполнения кредитных договоров содержит меры, обеспечивающие: 1. Отслеживание Банком всех изменений текущего финансового состояния Клиента; 2. Предоставление всех кредитных продуктов в соответствии с существующими условиями кредитных договоров; 3. Исключительное использование Клиентом кредитных средств на цели, указанные в кредитном договоре; 4. Исполнение Клиентом (в случае существования) условий и обязательств, предусмотренных в кредитном договоре; 5. Достаточность денежных потоков Клиента для обслуживания кредита; 6. Адекватное покрытие залогом кредитных обязательств Клиента; 7. Своевременное распознавание проблемных кредитов; 8. Корректировку резервов на возможные потери по ссудам в зависимости от величины проблемных кредитов. График проведения мониторинга по всем кредитным продуктам Банка определяется в установленном в Банке порядке. Если оценка кредитного риска при мониторинге выявила увеличение кредитного риска, вызванного ухудшением финансового состояния Клиента, результаты мониторинга оформляются и подлежат докладу Кредитному комитету соответствующего уровня, а также отдела по управлению кредитными рисками не позднее следующего дня после обнаружения увеличения. На основании результатов мониторинга разрабатывается, в случае необходимости, комплекс мероприятий по повышению качества кредита и обеспечению своевременного и полного исполнения клиентом своих обязательств перед Банком вплоть до досрочного востребования задолженности по кредиту (по решению органа или должностного лица, санкционирующего предоставление соответствующего кредита, либо Главным Кредитным комитетом Банка). Если в процессе мониторинга выполнения кредитного договора выявляется высокая вероятность неисполнения Клиентом своих обязательств по возврату денежных средств, то кредитное подразделение, выдавшее кредит, обязано информировать об этом Казначейство с целью исключения суммы возврата из cash-плана или переноса ее на более поздний срок. Резервы и обеспечение под возможные потери устанавливаются в объеме, не меньшем, чем требуется, в соответствии с нормативными документами Центрального Банка России (Инструкция Банка России от 30 июня 1997 г. №62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам», указания ЦБ России от 13 июля 1999 № 606-У «О формировании резерва под операции кредитных организаций РФ с резидентами офф-шорных зон»), а также резерва на возможные потери по сомнительным долгам в соответствии с 25 Главой НК РФ. При необходимости корректировки резервов, в зависимости от изменения доли проблемных кредитов в кредитном портфеле, подобное решение может принимать Главный Кредитный Комитет Банка (в специальных случаях, не входя в противоречие с вышеуказанной Инструкцией). Таблица 3 Кредитные продукты, предоставляемые Альфа – банком физическим лицам:
3.1 Активные операции, ресурсная база банка Активы Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» состоят из денежных средств, средств кредитных организаций в ЦБ РФ, средств филиала в головном офисе, незавершенных расчетов, чистой ссудной задолженности, основных средств, нематериальных активов, требований по получению процентов и прочих активов (Таблица 4). Таблица 4 Структура активов баланса Кемеровского филиала ОАО «Альфа-Банк» за 2007 – 2009гг.
Ресурсы любого коммерческого банка состоят из собственных и привлеченных средств. Так как исследуемый банк, не головной, а его филиал, в состав собственных средств не входит уставный капитал (Таблица 5). Таблица 5 Структура пассивов баланса Кемеровского филиала ОАО «Альфа-Банк» за 2007 – 2009 гг.
Структура пассивов ОАО «Альфа-Банк» состоит из средств кредитных организаций; средств клиентов, в которые входят вклады физических лиц и вклады юридических лиц; выпущенных долговых обязательств; обязательств по уплате процентов; прочих обязательств; резервов на возможные потери. А источники собственных средств состоят из расходов будущих периодов, и предстоящих выплат, влияющих на собственные средства, Фондов и неиспользованной прибыли прошлых лет в распоряжении кредитной организации (непогашенные убытки прошлых лет). В 2008г обязательства организации составляли 161165818 тыс.руб., т.е на 5144535тыс.руб больше чем в 2007г., а в 2009г увеличение произошло на 46088531 тыс.руб. Наибольшую часть пассивов за рассматриваемый период составляют средства клиентов, в 2009г они составляют 151718982 тыс.руб. Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Данные баланса необходимы: собственникам – для контроля над вложенным капиталом, руководству организации – при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: актива и пассива. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия позволяет сделать ряд важнейших выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Последовательность анализа бухгалтерского баланса можно представить следующим образом.(Рисунок 1)
Рис. 1. Этапы анализа бухгалтерского баланса. Анализ непосредственно по балансу – дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики. Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Деятельность Дирекции ОАО «Альфа-Банк», как и других коммерческих банков, представляет собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения доходов. Информация о наличии и движении источников банковских ресурсов, состоянии банковских операций формируется в процессе бухгалтерского учета. Завершающим этапом учетного процесса является общая характеристика состояния банковских счетов, т.е. составление итогового баланса и других форм отчетности банка, таких как «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет об изменениях в собственном капитале», «Отчет о движении денежных средств». При этом баланс является главной частью банковской отчетности. Баланс коммерческого банка - это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие активные и пассивные операции на определенную дату. Баланс состоит из двух разделов: актива и пассива, между которыми должно существовать равенство. Балансы банка подразделяются на годовые и промежуточные, которые в свою очередь делятся на: полугодовые, квартальные, ежемесячные. Оперативность банковского баланса реализуется при его ежедневном составлении. Рассмотрим и проанализируем консолидированный баланс ОАО «Альфа-Банк» состоянием за период 2007 - 2009 гг. Норматив достаточности капитала: Нд.к. = (капитал/ общие активы) * 100% Нд.к. = (25728749/232983098) * 100% =11, 04% (на 01.01.2009) Нд.к. = (23315740/184481558) * 100% =13, 4% (на 01.01.2008) Нд.к. = (21554955/177543566) * 100% =12, 14% (на 01.01.2007) Норматив общей ликвидности: Но.л. = (общие активы /обязательства) *100% Но.л. = (232983098/207254349) *100% = 112, 41% (на 01.01.2009) Но.л. = (184481558/161165818) *100% = 114, 5% (на 01.01.2008) Но.л. = (177543566/155988611) *100% = 113, 82% (на 01.01.2007) Норматив высоколиквидных активов: Нв.л.а. =(высоколиквидные активы/ общие активы) * 100% Нв.л.а. = (7029435/232983098) * 100% = 30, 17% (на 01.01.2009) Нв.л.а. = (7465513/184481558) * 100% = 40, 46% (на 01.01.2008) Нв.л.а. = (11137645/177543566) * 100% = 62, 73% (на 01.01.2007) Сведем расчитанные коэффициенты в таблицу. Таблица 6 Показатели ликвидности ОАО «Альфа-Банк» за 2007-2009гг
Рассчитаем на основании баланса и отчета «О прибылях и убытках» прибыльность активов и прибыльность капитала: Таблица 7 Показатели рентабельности ОАО «Альфа-банк» за 2007-2009гг
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Оборачиваемость можно исчислить по всем оборотным средствам по формуле: d1 = выручка от продажи / среднегодовая стоимость активов 2007 год – d1 = 1296134 / 123557 = 10, 5 оборотов 2008 год – d1 = 1041232 / 1351386 = 0, 8 оборотов 2009 год – d1 = 15185520 / 1380878 = 11 оборотов Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост означает ускорение средств предприятия. В нашем случае видны скачки коэффициента оборачиваемости, что говорит о неустойчивости деловой активности.
На этом фоне в настоящее время стала очевидна необходимость обеспечения устойчивого и бескризисного функционирования российской банковской системы для того, чтобы банки могли выполнять свои функции и способствовать развитию экономики России. Пренебрежение вопросами предотвращения банковских кризисов может привести к резкому ослаблению банковской системы, финансовой базы экономики и подрыву национальной безопасности России. Обеспечение стабильности банковской системы и укрепление экономики невозможно без устойчивой работы банков. В то же время до сих пор состояние многих банков далеко от устойчивого, и имеют место случаи банкротства банков, причины которых уже нельзя отнести на последствия кризиса августа 1998 г., что свидетельствует о недостатках в практике банковского управления и в особенности антикризисного управления. С одной стороны, практически с самого своего основания российские банки функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке. С другой - быстрое развитие российского финансового рынка на фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и кризисные ситуации, опыты преодоления которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием комплексных и современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений. Несмотря на значительное число причин, приводящих к ухудшению финансового состояния банков, затруднения отечественных банков не являются уникальными, зачастую они - лишь повторение чужих ошибок. Даже в том случае, когда финансовые трудности банков связаны с негативным внешним воздействием экономики и системными кризисами, а не вызваны некомпетентностью персонала и плохой организацией функционирования, в процессе разрешения проблем отечественных коммерческих банков можно использовать накопленный опыт других стран. В этой связи требует исследования проблема применения зарубежного опыта антикризисного управления коммерческими банками в специфических российских условиях; необходимо форсированными темпами изучать зарубежный опыт антикризисного управления с точки зрения целесообразности его использования в отечественных банках. Трудно переоценить значимость обеспечения стабильного развития банковской системы и актуальность проблемы совершенствования антикризисного управления и предотвращения банковских кризисов. В результате совершенствования методов антикризисного управления и ориентации банковских менеджеров на антикризисное управленческое мышление может быть решена практическая задача преодоления и дальнейшего предотвращения кризисных явлений в банках, а также повышения стабильности российской банковской системы в целом. Об актуальности данной проблемы свидетельствует также ее включение в число первоочередных задач Банка России, о чем говорится в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, а также в направления работы Государственного Совета при президенте России. Данная проблема представляется также особенно актуальной в виду необходимости повышения устойчивости и укрепления конкурентного положения российских банков в преддверии вступления России в ВТО и открытия российского финансового рынка для западных финансовых институтов. Проблема антикризисного управления сравнительно нова для российских банков, которые впервые столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском рынке в августе 1995 г., в результате которого сотни банков лишились лицензий. Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан кризисом августа 1998 г., повлекшим волну банкротств банков, в том числе крупнейших, после которого появился ряд отечественных исследований, посвященных реструктуризации банковской системы, анализу устойчивости коммерческих банков. Законодательным собранием и Банком России была разработана и принята нормативная база по банкротству, реструктуризации и финансовому оздоровлению кредитных организаций, создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Однако нерешенными остались вопросы широты понятия антикризисного управления и его места в общем управлении коммерческими банками, соотношения и взаимосвязи антикризисного управления в отдельном банке и в банковской системе в целом, предотвращения и профилактики кризисных явлений в банках, повышения качества и эффективности управления, а также ответственности руководства за банкротство банка. Следует сделать попытку исследовать специфику применения зарубежного опыта антикризисного управления для предотвращения банковских кризисов, а также рассмотреть проблему обеспечения устойчивости банковской системы за счет совершенствования антикризисного управления на уровне коммерческого банка. При этом антикризисное управление коммерческим банком следует рассматривать с позиции банка испытывающего затруднения, но намеренного продолжать свою деятельность. Концепция исследования заключается в том, что в силу специфики банковского бизнеса, основанного на доверии клиентов, для прочного положения и долгосрочного успеха банка важно предотвратить возникновение кризисных ситуаций или преодолеть их на раннем этапе, нежели чем искать выход из наступившего кризиса. В этой связи по отношению к коммерческим банкам антикризисное управление понимается в широком смысле, как комплекс мероприятий, направленных на профилактику и недопущение кризиса.
Следует ожидать, что рост российской экономики и прогнозируемое улучшение макроэкономической стабильности благоприятным образом повлияют на деятельность Альфа-Банка. За последнее время банк расширил свою коммерческую сеть, увеличил спектр предлагаемых финансовых услуг и нанял новый персонал для работы на таких ключевых направлениях, как обслуживание физических лиц и инвестиционная деятельность, информационные технологии и управление рисками. Альфа-Банк входит в пятерку крупнейших российских банков. В то же время, подобно другим банкам частного сектора, он контролирует относительно небольшую (менее 5 %) рыночную долю совокупных банковских активов в системе, где доминируют государственные банки, в частности Сбербанк. Активы и депозиты банка отличаются высокой степенью концентрации как в рамках родственной финансово-промышленной группы - консорциума " Альфа-Групп" (КАГ), так и за ее пределами. В соответствии с выше рассчитанными нормативами банк является хорошо капитализированный: коэффициенты превышают нормативные значения (Нд.к. должен быть более 5%, Но.л. – не меньше 100%, Нв.л.а. – более 20%). Рассчитанные коэффициенты оборачиваемости говорят о неустойчивости деловой активности, т.к. видны скачки коэффициентов.(2007=10, 5оборотов; 2008=0, 8оборотов; 2009=11 оборотов) Произошло укрепление баланса банка, прибыльность основных видов деятельности повысилась благодаря увеличению объемов ссудных операций по более выгодным ставкам, росту комиссионных доходов, а также благоприятным внешним условиям деятельности. Вместе с тем сдерживающее влияние на прибыльность оказывали высокие расходы на расширение филиальной сети банка и вложения в развитие информационных технологий. 3. Лаврушина О. И. Банковское дело. - Москва: Финансы и статистика, 2007 г. 4. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг // Финансы и кредит. – 2004. - №16. – С. 19-24. 5. Жуков Е.Ф. Максимова Л.М. и др. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. профессора Е.Ф. Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 г. – 471 с. 6. Киселева И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 400 с. 7. Лаврушин О.И. Банковские риски: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – 232 с. 8. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – М.: КноРус, 2005. – 506 с. 9. Ходжаева И.Е. Оценка кредитоспособности физических лиц с использованием деревьев решений // Банковские технологии. – 2006. - №5. – С. 30-33. 10. Регламентные документы ОАО «Альфа-Банк», Блок «Потребительское кредитование» 11. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит. – 2005. – №2. С. 50-54. 12. Едронова В.Н. Стимулирование повышения спроса на кредитные услуги банков: направления маркетинговых усилий по оптимизации клиентской базы // Финансы и кредит. – 2004. - №12. – С. 3-13.
|