Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент в сферах здравоохранения и социальной работе.






В сущности механизм охраны здоровья и нацелен на создание условий для творческой реализации возможностей человека. Однако в настоящее время, когда здоровье общества и отдельного человека рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, оказывающая непосредственное влияние на эффективность труда и производства в других сферах народного хозяйства, актуальность и сложность проблемы охраны здоровья значительно возросла. С целью исключения дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и степени ответственности на различных иерархических уровнях системы управления отраслью, включая: федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации; государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения; существующие и вновь формируемые органы управления здравоохранением, в первую очередь фонды и подразделения обязательного медицинского страхования.

Концепция реформы здравоохранения на современном этапе должна учитывать весь комплекс факторов, определяющих эффективность функционирования отрасли в перспективе. К числу таких факторов следует отнести:

- сложившиеся в стране социально-экономические условия и тенденции их развития;

- состояние и тенденции развития здоровья населения России;

- потенциал здравоохранения, его организационно-технический уровень и имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые и т.д.);

- опыт организации и управления здравоохранения, накопленный за годы экономических реформ в России и в экономически развитых странах;

- международные стандарты в области качества медицинской помощи и рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

Хотя органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в рамках концепции, проделана большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению, нужно признать, что в тоже время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось. Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к дальнейшему развитию здравоохранения страны.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день речь идет не просто о реформе отрасли. Нельзя замыкаться исключительно на реформировании бывшего советского здравоохранения. Невозможно добиться успехов, не создав единых принципов управления отраслью в стране, не введя новых организационных и правовых форм организаций здравоохранения.

С точки зрения управления, здравоохранение представляет одну из подсистем народно-хозяйственной социально-экономической системы и производит медицинские товары и услуги. Однако здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует трудовой потенциал общества.

Несомненным прорывом стало использование в управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем. На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации.

 

69. Менеджмент в сфере образования и воспитания

Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в условиях рыночной экономики во многом зависит от использования современных методов и принципов менеджмента. Показательно, что половину клиентов компаний, оказывающих услуги менеджмента, составляют, по данным известного американского ученого П.Друкера, организации образования, культуры, а не бизнеса.

В условиях становления экономики России существенно меняется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений как в системе государственного управления и рыночных структурах, так и в образовательных учреждениях.

Чтобы личностно приобщиться к культуре, превратиться в субъекта собственной профессиональной деятельности, обучающийся должен иметь свободу в выборе собственной траектории образования, а это, в свою очередь, требует не только нового содержания и технологий, но и управления образовательным процессом.

Сейчас вряд ли кто сомневается в необходимости специальной подготовки менеджеров в сфере образования. Уместно заметить, что еще в 1996 году вопрос о подготовке управленческих кадров системы образования был поставлен Министерством образования РФ.

В начале реформ в стране состояние образования подверглось резкой критике. Общеизвестными фактами было то, но управление образованием носило недемократический, бюрократический характер, преобладал командный стиль руководства, неспособность оперативно решать возникающие проблемы, гипертрофия администрирования и инспекторского контроля. Отсутствовала сама потребность в обратной связи (постановка цели - контроль результата).

Характерными чертами системы образования и системы управления образованием были: неготовность к работе с потребителями образовательных услуг как с клиентами; довольно высокая самооценка при низком уровне притязаний; слабая самокритика; позиция управленца как пользователя, а не как конструктора системы управления; неравномерное распределение полномочий и ответственности; отчуждение системы управления от потребностей людей; отсутствие опыта и механизма партнерских отношений с представителями разных сфер социальной жизни; жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры системы управления образованием; отсутствие обратной связи с выпускниками и вследствие этого снижение скорости реакции на динамично изменяющиеся потребности рынка труда; несогласованность работы “в команде” управленцев; смещение системы управления со своим объектом управления, как следствие — отсутствие анализа собственной управленческой деятельности и анализа проблем функционирования управляемых объектов.

Поскольку реформа в области образования ведет к процессу разрушения прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования. Другими словами, существенно изменился объект управления, должно измениться и управление им. Оно принимает другое качество, принимает образ менеджмента.

Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознанна в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой менеджеров - в весьма влиятельную общественную силу. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.

Потребность в менеджменте в наши дни испытывают все организации, в том числе и образовательные — от детских садов до университетов.
Говоря о специфике менеджмента в образовании, нужно отметить, что менеджмент и маркетинг в сфере образования в России делают свои первые шаги. Только наиболее дальновидные организаторы и коллективы российских ОУ уже всерьез занимаются менеджментом и маркетингом. Вместе с тем, переход ОУ и потребителей образовательных услуг к рыночным отношениям стал свершившимся фактом. Чтобы придать им цивилизованный характер, нужно подготовить соответствующие научно-педагогические и управленческие кадры в сфере образования.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) - учащихся.

При внешней похожести традиционного понятия “управление” с характеристиками менеджмента существуют принципиальные различия в процессах и результатах этих двух типов деятельности.
С позиций педагогического менеджмента деятельность менеджеров образовательного процесса представляется как непрерывная цепь разрешения постоянных противоречий между формализмом и творчеством в каждом управленческом аспекте, в каждом управленческом воздействии на подчиненных (учащихся).

Педагогический менеджмент как специфическая, творческая деятельность человека базируется на принципах научного управления, но вне связи с жизнью, вне конкретной целевой установки никакое подлинно научное управление невозможно. Воспитание и обучение как объекты менеджмента всегда носят целенаправленный характер, и, соответственно, и управление ими тоже.

Подготовка менеджеров образования осуществляется в рамках принятого образовательного стандарта, а также классификатора направлений специализации высшего профессионального образования

70.Менеджмент в жилищно-коммунальной сфере

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. Важной характеристикой жилищно-коммунального сфера является сохранение солидарной ответственности органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.

Жилищно-коммунальной сфере как сложной целостной системе присущ ряд общесистемных, а также особенных свойств. К общесистемным свойствам следует отнести целостность жилищно-коммунальной сферы, её иерархичность и интегративность.

1) Целостность жилищно-коммунального хозяйства означает, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. И наоборот: любое изменение в системе жилищно-коммунального хозяйства вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

2) Иерархичность системы жилищно-коммунального хозяйства подразумевает включение этой системы в качестве подсистемы в систему более высокого порядка – национальную экономику, а каждый её компонент также является системой.

3) Интегративность жилищно-коммунального хозяйства проявляется в обладании свойствами, отсутствующими у её отдельных компонентов. В связи с этим, перенос на жилищно-коммунальное хозяйство свойств единичного хозяйства означает отрицание его социального характера.

Таким образом, для жилищно-коммунальная сфера характерны основные системные компоненты:

1. Наличие организационной структуры экономических институтов и отношений, закрепленных в различных нормативно-правовых актах РФ.

2. Многоуровневая структура управления системой жилищно-коммунального хозяйства

3. Наличие системной инфраструктуры

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал