Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность изучения кластерного подхода в туризме






Сегодня, в условиях усиления международной конкуренции, одной из наиболее эффективных форм межотраслевой и межрегиональной интеграции являются экономические кластеры. Именно такой вид интеграции, а не отраслевое, технологическое и кооперационное разделение труда определяют в современных условиях конкурентоспособность экономической системы.

Общепризнано, что основоположником теории кластеров является профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, ему и принадлежит базовое определение кластера. «Кластер – это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3, с. 258]. М. Портер поясняет, почему целесообразно рассматривать экономику через призму кластеров: «Кластеры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распространение технологии, опыта, информации, маркетинг, а также осознание нужд потребителя, пронизывающее фирмы и отрасли» [3, с. 265]. Связи оказывают влияние на рост производительности компаний, входящих в кластер, а, следовательно, и самого кластера.

М. Портер акцентирует внимание на концентрации участников в рамках определенной ограниченной географической территории, обладающей особыми конкурентными преимуществами. В отличие от других видов интеграции, формирование кластеров происходит под влиянием действия рыночных сил. При этом в развитии кластеров важную роль играют представители государственной власти. Их первоочередная задача – осознать присутствие кластера и принять меры по устранению различных преград его развития, в том числе законодательных, административных и инфраструктурных.

Впервые появившись в США, кластерный подход применялся преимущественно к промышленным и высокотехнологичным отраслям. Однако со временем международный опыт подтвердил его эффективность и в непроизводственных областях, в том числе в сфере туризма и услуг.

Стремительное развитие сферы услуг и, в частности, туристской отрасли, а также признание вклада туризма в экономику страны, заставляет уделять все большее внимание инновационным способам кооперации с целью противостояния конкуренции в данной сфере.

Туризм – это особая отрасль хозяйства, связанная с организацией туристических поездок и обеспечением туристов необходимой инфраструктурой (транспортными средствами, питанием, культурно-бытовыми услугами). Специфика данной отрасли заключается в её конечном продукте – туристской услуге, основными свойствами которой являются: неосязаемость; неразрывность производства и потребления; непостоянство качества услуги; несохраняемость. Производство, оказание и потребление туристской услуги происходит одновременно и в рамках определенной географической территории или региона. В отличие от других отраслей экономики, в которых товар доставляется к потребителю, турист сам направляется в интересующий его регион за туристской услугой/продуктом.

Туристский продукт является комплексным и укрупнено состоит из трех элементов: тура, дополнительных туристско-экскурсионных услуг и сопутствующих товаров. Данные элементы могут быть произведены и реализованы только специализированными компаниями. При этом, индустрия туризма тесно связана с другими отраслями экономики, которые косвенно участвуют в создании туристского продукта.

Кластеру, как системе, характерно наличие технологических связей и каналов обмена информацией между участниками. Взаимосвязи между фирмами, входящими в состав кластера можно представить как цепочки добавленной стоимости и системы накопления стоимости. В отдельно взятой компании присутствуют цепочки добавленной стоимости, или, как еще их называют согласно теории М. Портера – цепочки ценности. Они представляют собой систему взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют взаимосвязи. Благодаря им компания получает конкурентные преимущества за счет низких издержек или дифференциации. В свою очередь цепочка ценности отдельной компании включена в более глобальную систему видов деятельности, называемую М. Портером системой ценности или системой накопления стоимости. Она включает цепочки добавленной стоимости поставщиков, непосредственно самих компаний, каналов сбыта и покупателей. Взаимосвязи в рамках кластера «не только связывают виды деятельности, создающие ценность внутри компании, но и создают взаимозависимости между ее цепочкой ценности и цепочками ценности поставщиков и каналов распределения» [3, с. 111].

«В туристском кластере система накопления включает четыре типа цепочек добавленной стоимости поставщиков (прежде всего транспортных компаний), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагенты), а также самих покупателей-туристов» [1, c. 188].

Наряду с кооперацией в кластерной системе присутствует конкуренция, которая стимулирует компании-участников к поиску и внедрению новаций, а также их быстрому распространению. Для кластера свойственно наличие двух типов конкуренции – внутренней (между участниками) и внешней (с другими кластерами).

Согласно теории М. Портера, конкурентоспособность фирм в рамках одной страны зависит от следующих четырех факторов, сгруппированных в так называемом ромбе конкурентных преимуществ Портера:

1. Условия для факторов производства. Факторы производства включают как материальные активы, так и законодательные, кадровые, информационные, образовательные ресурсы. В туризме к ним можно отнести культурно-исторические и природные туристские ресурсы, степень развития туристской инфраструктуры, обеспеченность предприятий туризма человеческими ресурсами, доступ к научной и информационной инфраструктуре и пр. Без факторов производства невозможно существование кластера, а их производительность напрямую влияет на конкурентоспособность кластера.

2. Контекст для стратегии фирмы и соперничества. Данный фактор показывает, каким образом сеть компаний приспосабливается к требованиям рынка, степени конкуренции, существующим барьерам входа/выхода на рынок, структуре законов, финансов, рабочей силы, общепринятым стратегиям конкуренции, методам организации и функционирования системы менеджмента и пр.

3. Состояние спроса. Важно оценить спрос не только с точки зрения количественных характеристик, но и с точки зрения качества – количество туристских потоков и их распределение в течении года с учетом фактора сезонности, страна происхождения и факторы, мотивирующие туристов к поездке, цели поездки, степень осведомленности о стране прибытия, уровень соответствия качества оказанных услуг ожиданиям туристов и пр. Портер отмечает, что в мировой экономике именно качество спроса имеет гораздо большее значение, чем его размер. Развитие внутренних рынков и возрастающий местный спрос – генератор развития фирм и кластера в целом.

4. Родственные и поддерживающие отрасли. Кооперация между отраслями и фирмами в кластере, эффективность их сотрудничества оказывают большое влияние на развитие и конкурентоспособность кластера. Присутствие конкурентоспособных местных поставщиков и родственных отраслей ведет к повышению качества их продукции и снижению уровня цен.

Все эти факторы находятся во взаимодействии и часто усиливают друг друга. Важно понять, какие именно из них могут быть наиболее эффективно использованы в целях повышения конкурентоспособности кластера в целом.

Опираясь на кластерную теорию М. Портера можно выделить следующие признаки туристских кластеров:

1. Участники туристского кластера сконцентрированы в рамках ограниченной гео графической территории.

2. Территория кластера обладает уникальными туристскими ресурсами, способствующими привлечению туристских потоков и конкурентными преимуществами, способствующими концентрации представителей туристского бизнеса.

3. Наличие взаимодействия и кооперации между участниками туристского кластера, целью которых является производство и оказание качественных туристских услуг/продуктов.

4. Присутствие конкуренции, стимулирующей предприятия, входящие в кластер, постоянно повышать качество предоставляемых туристских услуг/продуктов и максимально удовлетворять потребности туристов.

5. Наличие налаженных каналов коммуникации и обмена информацией.

6. Поддержка со стороны государства, выражающаяся в предоставлении гарантий и стимулировании инвестиций в туристскую инфраструктуру за счет налоговых льгот, льготного кредитования и пр.

7. Наличие синергетического эффекта, при котором потенциал туристского кластера выше суммы потенциалов его участников по отдельности.

8. Взаимодействие с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями и организациями, которые обеспечивают подготовку кадров и проведение научных исследований в сфере туризма.

9. Поддержка малого и среднего бизнеса, который в свою очередь обеспечивает гибкость и динамичность туристского кластера и позволяет быстро адаптироваться в соответствии с изменениями требований рынка.

Анализируя основные признаки, туристский кластер можно определить как совокупность сконцентрированных по географическому принципу предприятий и организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства, целью которых является создание конкурентоспособного туристского продукта. Главной целью туристского кластера является формирование и функционирование конкурентоспособного туристского комплекса.

Однако туристский кластер не только обеспечивает конкурентные преимущества

для его участников, но и оказывает значительные социально-экономические эффекты на регион, к которым относятся следующие:

• создание новых рабочих мест;

• привлечение инвестиций в регион;

• увеличение отчислений в бюджет за счет налогов и сборов;

• сохранение туристских ресурсов;

• развитие индустрии гостеприимства.

На рис. 13 проиллюстрирована общая модель туристского кластера. Её можно значительно расширить, если учитывать все организации, вовлеченные в создание конечного туристского продукта.

Рис. 13. Модель туристского кластера

 

Ядром туристского кластера являются туристские услуги/продукты, которые формируются на базе уникальных туристских ресурсов. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г. дается следующее определения понятия туристские ресурсы – это «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил» [5]. Туристские ресурсы являются основным стимулом и причиной для совершения туристической поездки. Соответственно, при планировании и развитии туристической деятельности региона необходимо опираться, прежде всего, на определение видов, специфики и особенности туристских ресурсов. Отсюда вытекает и решение о необходимых элементах для включения в кластер и определении его специфики.

«Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» [5]. Формированием и реализацией туристского продукта непосредственно занимаются туристские операторы и агенты. Их основная задача – увеличение потока туристов в кластер путем реализации качественных и конкурентоспособных туристских продуктов. Покупка тура включает в себя приобретение различных услуг – базовых, специфических и сопутствующих.

Независимо от типа тура и преследуемых целей любому туристу необходимы средства размещения, питания и транспортные услуги. Именно поэтому основными элементами кластера являются прямые поставщики туристских услуг. Основа туристского продукта – услуги этих поставщиков, и без них существование кластера невозможно. Важно отметить роль поставщиков специализированных услуг, которые оказывают туристам сопутствующие услуги. К данной группе можно отнести медицинские центры, центры аренды (туристское снаряжение, автомобили и пр.), туристско-информационные центры, экскурсионные организации, предприятия, оказывающие финансовые и бизнес-услуги и пр. Поддерживающие отрасли также влияют на эффективность туристского кластера. К ним можно отнести производителей сувенирной продукции, предприятия бытового и коммунального обслуживания, организации розничной торговли, производителей туристского снаряжения и инвентаря, охранные организации и др. Данные предприятия и организации существуют вне зависимости от наличия туристских потоков, но могут оказать положительное воздействие на работу кластера, повышение его привлекательности и, как следствие, повлиять на увеличение туристских потоков.

Устойчивая инфраструктура – это залог успешного функционирования всего кластера. Для обеспечения работы туристского кластера необходимо наличие следующих видов инфраструктур:

• непроизводственная/социальная инфраструктура, которая включает учреждения образования (школы, вузы и пр.) и науки, организации здравоохранения, бытового обслуживания, культуры и пр. Социальная инфраструктура влияет на формирование имиджа и репутации региона в целом, а также способствует образовательному и культурному росту населения;

• информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), включающая каналы коммуникации и распространения информации, системы связи, информационные центры. ИКИ необходима для обеспечения оперативного обмена информацией между участниками кластера, а также своевременного оповещения об изменениях рынка туристских услуг и потребностей туристов. Эффективность ИКИ влияет как на экономическую выгоду участников, так и на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

• производственная инфраструктура, которая включает железные и автомобильные дороги, энергетические сети, водоснабжение, канализацию и пр. Данный тип инфраструктуры способствует развитию средств размещения, транспорта и пр.

Создание кластера нацелено на обеспечение благоприятных условий для отдыха туристов и эффективной работы входящих в его состав элементов. Важнейшая роль отводится представителям государственной власти. От них зависит создание условий для стабильной работы всех предприятий, входящих в туристский кластер. Государственные и региональные органы управления должны обеспечивать экономическую и организационно-правовую поддержку туристских кластеров в части предоставления благоприятных условий, в том числе политических и экономических.

В мировой практике хорошо известны такие иностранные туристские кластеры как Южно-Африканский туристский кластер, Казахстанский кластер «Туризм», Австралийский туристский кластер Квинсленда и др. В России также начали формироваться региональные туристские кластеры. Примером могут служить туристский

кластер Великого Новгорода «Красная изба», Псковский туристский кластер. Россия обладает крупнейшими в мире природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами. Грамотное распоряжение этими ресурсами позволит создать уникальную конкурентоспособную туристскую индустрию и добиться успеха в развитии внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день Россия существенно отстает в развитии туризма от других стран. Выездной туризм за 2008 г. составил 10 822 тыс. поездок, в то время как въездной туризм остановился на отметке 2168 тыс. поездок, совершенных иностранными гражданами [4]. Даная статистика неутешительна. Выездной туризм превышает въездной практически в 5 раз. Неразвитость въездного туризма говорит о низкой привлекательности туристских регионов России. Причинами значительного разрыва показателей въездного и выездного туризма в России являются:

• недостаточно развитая туристская инфраструктура;

• недостаточное использование природного, историко-культурного потенциала регионов России;

• узкоспециализированное развитие туристской индустрии: не учитываются возможности для развития таких видов туризма, как научный, образовательный, экологический, медицинский;

• монополизм в транспортной сфере и ежегодный рост тарифов на железнодорожные и авиационные билеты.

Одним из современных инструментов решения данных проблем должно быть формирование туристских кластеров. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации от 17.11.2008 г. к перспективным центрам опережающего экономического роста, вносящим существенный вклад в региональное развитие после 2012 г., относятся туристско-рекреационные кластеры, располагающиеся на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием [2].

В 2008 г. Санкт-Петербургский Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли приступил к разработке Концепции кластерной политики Санкт-Петербурга и Плана мероприятий по ее реализации на ближайшие четыре года. В проекте данной Концепции излагаются основы кластерной политики в Санкт-Петербурге на 2010–2013 гг., определяются цели, задачи и формы единой государственной кластерной политики города, а также функции исполнительных органов государственной власти города по поддержке и развитию кластеров в Санкт-Петербурге.

Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, являются:

• содействие организационному развитию кластеров, предполагающее, в том числе инициирование создания и поддержку специализированных организаций, осуществляющих деятельность по стратегическому планированию развития кластеров и эффективному информационному взаимодействию, а также для укрепления сотрудничества между субъектами кластеров;

• поддержка проектов, направленных на повышение конкурентоспособности субъектов кластера и содействие эффективности их взаимодействия (кластерные проекты).

В Концепции кластерной политики Санкт-Петербурга с учетом отраслевой специфики в отдельный тип выделены туристские кластеры, формирующиеся на базе туристических активов в регионе и состоящие из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов. Однако, несмотря на то, что Санкт-Петербург является туристским центром мирового уровня, формирование туристских кластеров не является приоритетом кластерной политики города. К сожалению, формирование административных и экономических механизмов реализации кластерной политики в сфере туризма все еще находится на начальной стадии.

Основными проблемами формирования и развития туристских кластеров являются следующие:

• недостаточное количество высокопрофессиональных кадров в индустрии туризма, способных к пониманию и реализации всех преимуществ и выгод кластерного подхода;

• низкая мотивация руководителей к адаптации к данной форме межотраслевой кооперации;

• отсутствие опыта стратегического планирования туристской деятельности на основе частно-государственного партнерства;

• недостаточно развитая региональная туристская инфраструктура;

• сложная транспортная доступностью регионов РФ.

Учитывая то, что Санкт-Петербург обладает огромным количеством туристских ресурсов, развивающейся инфраструктурой и, принимая во внимание тот факт, что правительство города уделяет большое внимание развитию индустрии туризма, необходимо предпринять шаги по выявлению туристских кластеров. В Петербурге существуют необходимые условия и база для формирования как традиционных туристских кластеров (историко-культурных, спортивно-оздоровительных), так и новых, например событийный (MICE) кластер.

Идентификацию туристских кластеров, определение их границ и структуры, а также разработку системы мер по поддержанию и развитию кластеров необходимо признать в качестве приоритетного направления стратегического развития Санкт-Петербурга. Внедрение туристских кластеров будет способствовать развитию и повышению значимости города, его экономическому росту, повышению инвестиционной привлекательности.

Продвижение кластерных инициатив значительно упроститься при соответствующей поддержке органов власти, в том числе организационно-методической, наличии нормативно-законодательной базы. Ликвидация административных барьеров и ограничений в большинстве случаев является достаточным условием активизации процесса кластеризации.

Список литературы

1. География туризма: учебник / под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

3. Портер М. Конкуренция [Текст]: исправленное издание / Майкл Портер; перевод с англ. О. Л. Пелявского, А. П. Уриханяна, Е. Л. Усенко, И. А. Шишкиной. -М.: Вильямс, 2005.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: российский статистический ежегодник. Электрон. дан. URL:

https://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html2/09-22.htm (дата

обращения: 01.03.2011).

5. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал