![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Износ основных фондов: сущность, виды, методы оценки.
Находящиеся в эксплуатации ОФ изнашиваются, устаревают, что ухудшает их технические и качественные показатели. Потеря ОФ своей стоимости выступает в двух формах: физического и морального износа. 1. Физический износ (Ифиз) – материальное изнашивание ОПФ в процессе их эксплуатации, воздействия природно-климатических условий. Различают два вида физического износа: 1.1. полный – предполагает ликвидацию и замену ОФ новыми за счет амортизационного фонда; 1.2. частичный - возмещается путем ремонта за счет себестоимости продукции. Методы определения физического износа (Ифиз): - экспертный – оценка степени износа обследованием технического состояния объекта специалистами; - по срокам службы – отношение фактического срока службы к нормативному
где Тф – фактический срок службы ОФ, лет; Тнорм – нормативный срок службы, лет. - по уменьшению производительности (объема выполняемых работ) – с увеличением времени эксплуатации увеличивается физический износ, вызывающий снижение производительности. 2. Моральный износ – несоответствие технико-эксплуатационных характеристик ОФ прогрессивному уровню, снижение экономической целесообразности эксплуатации и выражается в обесценивании ОФ до окончания срока службы, установленного по физическому износу. Моральный износ ОФ вызван процессами научно-технического развития. Различают моральный износ двух видов: 2.1. Моральный износ первого вида определяется уменьшением стоимости ОФ при их производстве
Где 2.2. второго вида – предусматривает уменьшение производительности ОФ в связи с созданием более эффективных, в связи с чем, используемые ОФ становятся отсталыми по своим технико-экономическим характеристикам, приводит к убыткам и требует замены ОФ:
где Прно, Прсо – производительность нового и старого оборудования соответственно. Для возмещения стоимости износа ОФ используется амортизационный фонд. 4. Амортизация основных фондов: сущность и назначение. Амортизация (А) – возмещение износа ОФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции, оказания услуг, выполнение работ. Денежным выражением размера амортизации являются амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Размер возмещения стоимости ОФ исчисляется в процентах к их балансовой стоимости и называется нормой амортизации (На). Она определяет годовой процент погашения стоимости ОФ и сумму ежегодных амортизационных отчислений. Фонд, образуемый из этих отчислений называется амортизационным фондом. Сумма амортизационных отчислений со стоимости ОФ может служить выражением степени их износа. Порядок начисления амортизации в Республике Беларусь регламентируется Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной совместным постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6. В соответствии указанной Инструкцией предприятия самостоятельно определяют способы начисления амортизации. Законодательно определены следующие способы начисления амортизации ОФ: линейный, нелинейный, производительный. 1. Линейный способ – амортизация начисляется равномерно по годам в течение всего срока использования ОФ. Норма амортизации (На) определяется по формуле
где Тнорм – нормативный срок использования ОФ, лет. Годовая сумма амортизационных отчислений (Аг) определяется исходя из амортизируемых стоимости ОФ и нормативного срока их использования
2. Нелинейный способ заключается в неравномерном по годам начислении амортизации в течение срока использования ОФ. Этот способ применятся только к активной части ОФ и не применяется: - оборудование ГА, срок полезного использования которого определяется исходя из временного ресурса; - к машинам, оборудованию транспортным средством со сроком службы до 3 лет; - легковым автомобилям (кроме специальных); - предметам интерьера, включая офисную мебель и другие. Нелинейные способы применяют методы ускоренного начисления амортизации:: 2.1. суммы чисел лет; 2.2. уменьшающегося остатка. Метод суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений (Агi) исходя из: 1) амортизируемой стоимости ОФ основного вида деятельности (Сопф ам); 2) числа лет, остающихся до конца срока использования объекта (Тост); 3) суммы чисел лет нормативного срока использования объекта (СЧЛ). Годовая сумма амортизации определяется по формуле Агi= Сопф ам Тост : СЧЛ (руб.) (8) СЧЛ определяется по формуле = 1+2+3+…+ Например, нормативный срок оборудования 5 лет ( Амортизационные отчисления по годам эксплуатации составят в соответствии с формулой (8). - метод уменьшающегося остатка предусматривает ускоренную амортизацию в начальный период эксплуатации с последующим уменьшением амортизационных отчислений. Рассчитывается исходя: - нормы амортизации НА(ОПФ) - из размера остаточнойстоимости (Сопф0) на начало расчетного года; - коэффициента ускорения, принятого предприятием (К≤ 2, 5) НА= К: Тнорм 100% Аiг= С опфп НА Например, Сопф =10 млн.руб.
К =2, 0 тогда НА= К: Тнорм 100%= Аiг = С опфп А2 = С опфост2 А3 = С опфост3
Начисления амортизации линейным и нелинейным способами производится по вновь введенным ОФ с первого числа месяца следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию. - производительный способ устанавливает зависимость амортизационных отчислений для каждого года (t) в зависимости от объема продукции (работ)
где Qt - прогнозируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении в t-ом году; Qпорм – прогнозируемый объем выпуска продукции в течение нормируемого срока эксплуатации. Начисления амортизации производительным способом начисляется с даты ввода ОФ в эксплуатацию. В гражданской авиации по наземным ОФ устанавливаются одним из указанных способов. Расходы на амортизацию (реновацию) парка ВС рассчитываются, исходя из стоимости планера и двигателей рассматриваемых типов ВС, норм амортизации на полное восстановление (реновацию) и годового производственного налета часов. Расходы на амортизацию СВП (
где
i – тип воздушного судна;
5. Показатели эффективности использования основных фондов. Повышение эффективности ОПФ может осуществляться экстенсивным и интенсивным методами. Экстенсивный путь улучшения использования ОПФ предполагает увеличение: - количества и удельного веса действующего оборудования, в составе имеющегося на предприятии; - времени работы оборудования в календарный период (сутки, месяц, квартал, год). В гражданской авиации это увеличение производственного налета за счет сокращения срока ремонта и техобслуживания, времени простоев на аэродроме, своевременном материально-техническом обеспечении и др. К основным факторам повышения интенсивного использования ВС относятся следующие: - выбор рационального типа ВС для данной воздушной линии по дальности полета и провозной емкости; - выбор наиболее экономичного режима полета; - определение оптимальных маршрутов полета; - сокращение численности экипажа и др. Основным показателем интенсивности использования ВС является производительность полетов Прп = Qк · Vр · γ, (11) где Прп – часовая производительность полета, т·км/ч; Qк – предельная коммерческая загрузка ВС, т; Vр – рейсовая скорость ВС, км/ч; γ – коэффициент использования предельной коммерческой загрузки. При оценке эффективности использования применяются обобщающие и дифференцированные показатели. 1. Обобщающие показатели характеризуют использование всей совокупности ОПФ предприятия. К ним относятся: 1.1. Фондоотдача характеризует выпуск продукции (работ, услуг) за отчетный период (месяц, квартал, год) на 1 рубль ОПФ (Фо) = Qг/Сопфсг, (12) где Qг – годовой объем продукции (р., шт, т); Сопфсг – среднегодовая стоимость ОПФ (р.). В авиакомпаниях определяется отношением объема транспортной работы (W) в т.км к среднегодовой стоимости ОПФ:
1.2. Фондоемкость (Фе) – обратный показатель фондоотдачи, отражает стоимость ОПФ приходящиеся на единицу продукции Фс = Сопфсг / Qг (14) 1.3. Рентабельность ОПФ (Ропф): Ропф = П/Сопфсг · 100 (%), (15) где П – прибыль от реализации продукции (работ, услуг), р.; 2. Дифференцированные показатели характеризуют использование активной части ОФ, раскрывают возможности увеличения выпуска продукции с имеющихся ОПФ. 2.1. коэффициент экстенсивной нагрузки оборудования (Кэкс): Кэкс = Тф / Ткал, (16) где Тф – фактическое время работы оборудования, налет часов ВС, ч; Ткал – календарный фонд времени в году, ч. 2.2. Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования (Кинт): Кинт = Qф / Qмах, (17) где Qф – фактический объем выпущенной продукции (работ, услуг); Qмах – максимально возможный объем выпущенной продукции 2.3. Рентабельность активной части ОПФ Ро акт = П/ Сопфакт Где Сопфакт – стоимость активной части ОПФ, р. 2.4.Коэффициент сменности оборудования (Ксм) – показывает, сколько смен в среднем в течение суток работало оборудование Ксм = Т0 / nу, (19) где Т0 – отработанное число машино-часов в сутки; nу – общее число установленных агрегатов. В гражданской авиации кроме указанных используются натуральные показатели: - налет часов на списочный самолет (в год, месяц, сутки); - коммерческая загрузка самолетов, %; - исправность самолетного парка, %.
|