Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гражданство как институт конституционного и международного права.
Как конституционно-правовой институт гражданство - это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы гражданства, регулирующих отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.
Систему нормативных актов, составляющих основу конституционно-правового института гражданства РФ, составляют: 1) Конституция РФ. Она закрепляет важнейшие принципы гражданства РФ (ст. 6, 61, 62, 63); 2) Постановления Конституционного Суда РФ; 3) Международные договоры РФ. Они могут устанавливать упрощенный порядок приобретения гражданства РФ гражданами отдельных государств, порядок оптации; 4) ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г.; 5) другие федеральные законы (о беженцах; о правовом положении иностранных граждан); 6) Указы Президента РФ. Президент РФ наделен правом утверждать указом положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; 7) иные нормативно-правовые акты.
В настоящее время для МО в целом и для отдельных государств особую остроту приобрела проблема беженцев. Понятие и правовой статус беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев 1966г. РФ присоединилась к этим документам в 1992 г. Под беженцами понимаются лица, покинувшие страну по следующим причинам: - в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений; - в силу внешней агрессии, оккупации иностранного государства или событий, серьезно расстроивших публичный порядок в стране или ее части; - в силу явлений природного характера. На основании Конвенции 1951 г. беженцам предоставляются равные с иностранцами права, но они могут быть поставлены в более благоприятное положение. В некоторых правах они уравниваются с собственными гражданами (труд, начальное образование). Участники Конвенции взяли на себя обязательство по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев. Международное сотрудничество по решению проблемы беженцев осуществляется в рамках международных организаций. В ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Деятельность Верховного комиссара аполитична, носит гуманитарный и социальный характер и регулируется Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, принятым ГА ООН в 1954 г. Право убежища означает, с одной стороны, право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а с другой - суверенное право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому по политическим мотивам в другом государстве. Международной практике государств известны две формы убежища: - территориальное, - дипломатическое.
|