Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Саспенс или правила писателя-садиста⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39
Хороший писатель должен быть завзятым садистом! Заметьте, это не я придумала. Еще признанный классик Курт Воннегут говорил о таком свойстве писателей: «Не важно, как милы и невинны ваши герои, — пусть с ними случаются ужасные вещи. Тогда читатели увидят, из чего эти люди на самом деле сделаны.» Действительно, если вы хотите, чтобы вашу книгу прочитали, достаточно знать азы. Книга, как правило, состоит из идеи, сюжета, героев и конфликта. Это основные ингредиенты, которые помогут, по крайней мере, выпечь плоский блин. Но если вы хотите добиться того, чтобы от вашего «блюда» невозможно было оторваться, нужно добавить кое-что еще... Саспенс! Саспенс — это художественный прием, цель которого создать у читателя особое продолжительное тревожное состояние. Саспенс нужен для того, чтобы читатель не заскучал, пока развивается конфликт. Чтобы читатель одной рукой мешал макароны, кормил ребенка, чистил зубы, писал диссертацию, а другой — сжимал книгу, где тако-о-ое происходит! В общем, нельзя отвлечься ни на секунду, потому что интересно, как герой выпутается из очередных неприятностей. Вообще, понятие саспенс, можно сказать, ввел режиссер Альфред Хичкок. Хичкок часто объяснял, что такое саспенс, сравнивая его с шоком, неожиданностью. Вот самый частый пример сцены с шоком, который он приводил: «Представьте, что мы с Вами вот так мило беседуем. А под столом, за которым мы сидим, пристроена бомба. Все тихо-мирно, и вдруг бац! — взрыв! Публика поражена, но перед этим идёт совершенно нейтральная сцена». И пример того, как можно снять эту сцену с саспенсом: «Бомба опять под столом, но теперь публика об этом знает. Может быть, она видела своими глазами, как её пристроил туда какой-нибудь анархист. Ей известно, что бомба взорвётся в час дня, и на экране появляются часы. Видно, что они показывают без четверти час. В этих обстоятельствах самый невинный разговор становится многозначным, потому что зрители включают известную им информацию в оценку происходящего. Они следят за событиями на экране, и из души каждого рвётся крик: „Хватит трепаться о пустяках! Сейчас бабахнет! " В первом случае мы предоставили публике возможность 15 секунд поудивляться в момент взрыва. Во втором мы обеспечили ей 15 минут саспенса». Таким образом, одно из правил хорошего саспенса — это максимальная вовлеченность читателя, его информированность. Часто читатель знает больше или, по крайней мере, не меньше, чем сам главный герой. Так, в первой части «Гарри Поттера» читатели узнают о трагически погибших от руки злодея Волан-де-Морта родителях Гарри раньше самого Гарри. Второе правило саспенса — это большое количество намеков или так называемых «крючков», которые цепляют читательский интерес. Автор все время намекает, что происходит что-то особенное, хотя никаких значимых действий нет. Так, в книге «Ребекка» Дафны Дю Морье внешне царит спокойная атмосфера жизни в старинном особняке. Но кроваво-красные рододендроны, таинственно перемещающаяся по дому экономка миссис Дэнверс, запертые комнаты, тревожный шум моря все время держат читателя в напряжении, предвещая какую-то катастрофу. И наконец, третье правило хорошего саспенса — то, о чем говорил Воннегут, а именно — действия по нарастающей! На вашего героя должны сыпаться неприятности одна за другой. Причем стоит герою выпутаться из одной проблемы, как на его пути возникает еще более серьезная. И так по нарастающей до кульминации. В этом плане очень показателен мистико-романтический детектив «Грозные чары» писательницы Мэри Стюарт. Я читала его как раз на днях, и мне понравилось, как умело писательница создает напряжение в середине книги, приводящее к кульминации. Суть в следующем: девушка подозревает, что на острове, где она поселилась, происходит что-то нехорошее. В начале повествование развивается неспешно, интрига строится на одних намеках, но ближе к середине действие закручивается все более лихо. Героиня тайком подсматривает за знакомым и видит, что он переносит на свою яхту какие-то таинственные свертки. Девушка решает узнать, что в свертках и, вооружившись пистолетом родственника, пробирается на яхту. После тщательного обыска героиня находит свертки в трюме — внутри обнаруживаются фальшивые деньги. Проблема решена — героиня нашла свертки и узнала, что в них. Но тут на яхте появляется хозяин. Новая проблема - нужно скрыть расследование. Девушка кладет свертки на место, и один сбрасывает за борт, в пролив, с тем, чтобы позднее подобрать его и использовать как улику. Проблема решена - героиня может притвориться, что ничего не знает о свертках. Но вместе со свертком у нее из кармана выпадает в воду пистолет. Новая проблема - теперь девушка не может защищаться. Героиня прячется в каюте. Проблема решена — если ее не заметят, она сможет убежать позже. Но яхта выходит в открытое море. Новая проблема - теперь бежать некуда. Героиня решает затаиться в каюте. Проблема решена - злодей занят управлением яхты и вряд ли ее обнаружит. Но злодей все же спускается вниз и находит героиню. Новая проблема - теперь злодей знает о том, что героиня на борту яхты. Девушка притворяется, что забралась на яхту в поисках романтического приключения. Проблема решена - что возьмешь с влюбленной глупышки... Но злодей явственно показывает, что хочет секса. Новая проблема - ведь у девушки есть возлюбленный. Героиня отказывает злодею и предлагает считать происшедшее неудачной шуткой, а также просит отвезти ее домой. Проблема решена - злодею неизвестно, что раскопала девушка в ходе расследования. Но злодей отнюдь не дурак. Он отказывается везти девушку домой и говорит, что убьет ее. Новая проблема — ведь у героини нет ни намека на оружие. Героиня видит незакрепленный гик (часть деревянного оснащения), и ей везет, гик ударяет злодея по голове. Проблема решена - злодей должен выйти из строя. Но злодей инстинктивно уклоняется в сторону. Он ранен, но не беспомощен. Он достает пистолет и стреляет в героиню. Новая проблема — злодей разозлен, ему нечего терять. Героиня прыгает в море. Проблема решена — ей удалось спастись. Но злодей разворачивает яхту и начинает ее искать. К тому же, волны очень высокие. Новая проблема - выжить будет непросто... И так далее. В результате, читатель не может отложить книгу, пока не узнает, удастся ли героине спастись. Саспенс помогает умело поддерживать накал напряжения и таким образом сохранять читательский интерес. А вы вспомните книги с удачным саспенсом?
Банально откройте любой поисковик, где есть возможность откопать кучу картинок. Выберите особо понравившуюся (или, к примеру, совпавшую по настроению с вашей предполагаемой или уже пишущейся работой). Неважно, что на ней изображено – шикарный пейзаж, какой-нибудь персонаж или вообще абстракция. Главное требование к такой «картинке для воображения» - вы не должны знать, что на ней изображено по задумке её создателя. Если это персонаж – вы не должны знать, кто он. Если это пейзаж – вы не должны знать, что это за место. Иначе происходит подмена вашего видения авторским, и воображение начинает работать не в ту сторону, куда следовало бы. Итак, что же делать с картинкой? Подумайте над ней. Если это пейзаж – попытайтесь придумать, что это было бы за место, если бы вам довелось о нём писать. Как бы вы его показали? Что там произошло? Как это повлияло на сюжет? Если персонаж – кем он (или она) является в пределах вашего произведения? Какой у существа с такой внешностью был бы характер, какая роль? Задавайте себе вопросы. Любые вопросы, которые возникнут. Девушка сидит на скале у моря – кто она? Может, она кого-то ждёт – или плачет о том, кого она с этой скалы скинула (кто их знает, этих девушек)? А может, это вообще не живая девушка, а призрак? Представьте, что в вас одновременно сидят два человека: один – жутко любопытный, который хочет знать как можно больше. И другой – тот, кто может как можно более полно рассказать первому то, что тот хочет знать. Как ни странно, именно методом «свободного выдумывания» можно заставить себя сгенерировать множество интересных идей. Метод работы с картинкой убережёт вас и от застоя (достаточно лишь слегка подтолкнуть воображение в нужном направлении, и в голову может прийти множество интересных идей), и от непредумышленного плагиата (который иногда может закрасться в произведение при попытке вдохновиться чужим текстом или кинофильмом). Краткая суть всего вышесказанного такова: 1. Найдите себе картинку, которая послужит толчком для воображения. 2. Поиграйте сами с собой в вопросы-ответы, возможно, записывая получившееся, чтобы не забыть. 3. Перечитайте то, что получилось (или просто мысленно переберите в голове) и пользуйтесь тем, что может пригодиться. = Чёртовы описания! = Продолжая тему картинок, я не могла не затронуть описания – штуку, без которой крайне сложно обойтись в большинстве текстов. Вам они не удаются или же выходят чрезмерно «сухими», академическими? Создаётся впечатление, что они прикручены «чтоб были»? Что ж, опять же, это лечится. Для начала стоит чётко уяснить, для чего вам нужно описание. Да, обстановка должна быть, но, положа руку на сердце, признайтесь – так ли важно, что героиня надела именно розовое платье, а в углу стояла пальма? Описание – элемент статичный, оно замедляет развитие сюжета, задаёт более спокойный ритм. Как можно понять из предыдущего предложения, многостраничное описание уместно лишь тогда, когда герой стоит на месте и крутит головой по сторонам. «На бегу» персонаж отметит лишь какие-то отдельные элементы обстановки и чужой внешности, не вдаваясь в подробности. Что ж, и всё-таки без описания не обойтись, пусть даже беглого. У нас есть задача – описать комнату глазами вошедшего героя. В качестве «помогалки» можно нарисовать себе картинку с необходимым пейзажем (или подыскать подходящую всё в тех же поисковиках). Не высокохудожественное произведение искусства, а каляку в тетради в стиле «Вот этот треугольник – ёлка, а этот квадрат – тумбочка». Можно, в принципе, и без картинки – тогда вместо неё составьте подробное описание, как в полицейском протоколе, что в комнате есть, какого цвета там пол и стены и так далее. Разумеется, в текст это вписывать не нужно – это шпаргалка для вас, не более. Для примера у нас будет комната старого особняка с пыльными диванами и пуфиками кофейного цвета, пушистым ковром, столиками и шкафами с гнутыми ножками и висящим на стене портретом какого-нибудь прежнего владельца с очень строгим взглядом. Герой входит в комнату… И тут мы должны обратить внимание не столько даже на саму комнату, сколько на персонажа. В каком он настроении? Что его интересует, а что – нет? Сколько ему лет? Плохо воспитанная молоденькая модница, любящая хай-тек, которая пришла сюда в гости, презрительно сморщит нос при виде антикварной мебели и примется думать о том, что неплохо бы намекнуть друзьям: сделайте ремонт. Старушка-хозяйка вспомнит о своём прадедушке, чей портрет висит на стене. Риэлтор, которому всё это продавать, отметит стоимость мебели и обстановки, после чего сделает соответствующие выводы. Иными словами – выделите в уже имеющемся «академическом» описании те элементы, на которые, исходя из характера, должен обратить внимание ваш персонаж. Покажите не просто перечисление предметов – покажите реакцию героя на обстановку. Покажите эмоции и мысли. Описание должно раскрывать героя не меньше, чем диалоги и действия. Если сократить «помогалку», то она будет выглядеть так: 1. Составьте подробное перечисление предметов и всего того, что есть в комнате (или любом другом месте, которое вы хотите описать). 2. Посмотрите внимательно на характер своего героя и выделите то, что показалось бы интересным именно ему. 3. Собственно, опишите это, как описал бы персонаж, и будет вам счастье. = Создаём схожие условия = У вас есть персонаж, и есть какая-то конкретная сцена, где он должен проявить свой характер. Но вы никак не можете представить себе его восприятие мира, хотя и пытаетесь всеми силами встать на его место, представить себя им. И немудрено – как-то сложно представить себя голодающим юношей, живущим на болоте, когда ты – хорошенько откормленная девушка, сидящая за компьютером с кружкой горячего какао в одной руке и пирожком – в другой (в данном случае – личный пример со стороны Софьюшки). Как лучше вжиться в шкуру персонажа, прочувствовать его? Тут без примера будет объяснить сложно, поэтому возьмём всё того же голодающего юношу из первого предложения. Выдели на «вживление» хотя бы пару часов свободного времени. Он живёт на болоте, вдалеке от цивилизации? Конечно, никто не заставляет в реальности рисковать собственной пятой точкой и лезть в болото. Но вот сесть на электричку и съездить за город, когда там мокро и слякотно (или, на худой конец, прогуляться в стороне от основных дорожек в ближайшем парке под дождём) – вполне себе. Или хотя бы один день с утра до вечера ничего не есть. Заодно совместите приятное с полезным – разгрузочные дни иногда только полезны для здоровья. Как бы это странно ни выглядело со стороны (например, кошка смотрела на меня, как на идиотку, когда я завязала себе глаза и бродила так по квартире, пытаясь понять, как воспринимает мир абсолютно слепой человек), подобные «погружения» помогают увидеть персонажа и дают почву для реалистичных описаний и ощущений. Ведь как опишешь то, чего никогда не чувствовал сам (или не пропускал через себя, как в описанном методе)? Банально скопируешь чужое. Напишешь очередные «голодные глаза» и «впалые щёки» вкупе с тонкими руками и прочими внешними деталями. Но вряд ли увидишь, что «тонкие руки» всегда укутаны в пару-тройку слоёв одежды, потому как на болотах полным-полно комаров и других кусачих насекомых. Не увидишь, что герой регулярно размахивает руками, морщится и кашляет, когда ему в рот или в нос залезает мелкая мошка. Иными словами – исчезнут некоторые мелочи, которые придают герою действительно неповторимый характер и облик. Разумеется, вживаться нужно в рамках разумного. Никто не просит доводить себя до истощения, чтобы понять чувства голодающих детей Африки, или стоять на краю крыши, чтобы понять самоубийцу (разве что это крыша гаража). Не нужно убивать, чтобы понять эмоции случайно совершившего убийство, и не нужно спать со всеми подряд, чтобы понять шлюху. Человеческий мозг (особенно мозг эмоциональных людей) устроен таким образом, что способен многократно усилить любую мелочь. Те же холод и сырость – представьте, каково жить в них постоянно, так, что уже на автомате отмахиваешься от мошкары и разводишь костёр, чтобы дым отогнал всю кусачую пакость, не только чтобы согреться? К слову, попробуйте разжечь костёр на сырой земле, не имея под рукой зажигалки. Уверяю вас, это крайне проблематично. По традиции – краткая суть помогалки: 1. Возьмите какой-нибудь элемент жизни персонажа, который вам сложно понять и продумать (слепоту, неспособность говорить или ходить, жизнь в непривычных для вас условиях и т.п.). 2. Попытайтесь примерить этот элемент на себя (завяжите глаза, общайтесь с помощью записок – главное, чтобы это было не травматично для вас или психики окружающих). 3. Собственно, запоминайте ощущения – они вам пригодятся. Итак, мой небольшой списочек помогалок подошёл к концу. Надеюсь, хотя бы кому-то из прочитавших они окажутся полезны – ведь тогда я уже не зря предложила такие методы работы над текстом. Удачи вам, и помните: не стоит просто сидеть, ожидая явления Музы. Порой достаточно просто дать себе творческого пинка – и вы удивитесь, насколько, на самом деле, легко заставить вдохновение явиться на зов. 1). Начнём с грустного: помни, автор, как личность со всеми проблемами и заботами ты мне совершенно не интересен. Т.е. когда я стану твоим поклонником, я с радостью прочту о твоей судьбе, о твоих проблемах на работе, о том, что тебя не понимают. Мне будет интересно увидеть, что за человек стоит за любимыми произведениями. Но здесь и сейчас ты для меня лишь очередной автор очередной книги, от которой неясно чего ждать. 2). Чаще всего первое, что я вижу в книге - это название. Позаботься о нём. Очередные " Меч и проклятье", " Тайна некроманта" и " Эльфийский чародей" меня не впечатлят. Я видел столько названий, что мой взгляд " замылился", я просто не замечаю подобной банальности. Будь оригинальней! В конце концов, помни о том, что инструментарий автора не исчерпывается самим текстом, название и эпиграф также могут иметь значение. С другой стороны даже самое простое название вроде " Камень" может меня привлечь, хотя бы отсутствием пафоса. 3). К слову про эпиграф, не нужно вставлять очередную цитату из " Арии" или вовсе из анекдота! Я рад, что ты любишь ту или иную группу, но это не делает подобную вставку более осмысленной. Попробуй подобрать действительно интересные слова, обратись к классикам - они это заслужили. Хороший эпиграф позволяет углубить произведение, добавить оттенков. Для примера, в книге Стругацких " Улитка на склоне" эпиграфы заставляют совершенно иначе взглянуть на концовку, переосмыслить её. 4). Не буду употреблять словосочетание " целевая аудитория", оно звучит уж слишком по коммерчески, но все же стоит определиться для кого ты пишешь. Всегда были и будут " глупые девочки" и " глупые мальчики" (независимо от возраста), готовые восхититься любым текстом. Лишь бы он удовлетворял их потребности: сильный герой, вспышки файерболов, прекраснолицые маги, сильно раздетые воительницы и прочее... Нужно просто понять для себя, хочешь ли ты подняться на серьёзный уровень или тебя устроит восхищение небольшой группки людей, которым в принципе почти безразличен твой уровень мастерства. Не раздражает и ладно! Мне, как читателю, автор, выбирающий второй вариант, не интересен. И не стоит рассчитывать, что я в этом одинок. 5). Вот мы и добрались до самого текста... Я вступаю в созданный тобой мир, ничего о нем не зная. Но это не значит, что мне нужно срочно, не менее чем на тридцати страницах, объяснить как произошла данная Вселенная, историю возникновения государств и всю научную доктрину, разработанную к сему моменту! Равно не стоит этого делать и в середине текста, все равно я вряд ли смогу запомнить и половину. Если по сюжету это необходимо, посвяти меня в тайны постепенно. Если же необходимости нет, то и вовсе выкинь из текста подробности! Профессор конечно создал три эльфийских языка, но он ведь не заставил меня их выучить, чтобы прочитать " Властелин колец"! 6). С другой стороны если я прочитал уже пол книги, а герои по-прежнему занимаются непонятными делами и говорят непонятные слова, то я могу и бросить это неблагодарное занятие. Подумаю, что чужой на их празднике жизни и уйду утешаться другой книгой. Следуй мудрому правилу: рассказывай ровно столько, сколько нужно для понимания текущей ситуации, не больше и не меньше. 7). Не нужно пытаться объяснить мне каждую деталь, мир вокруг нас не спешит раскрываться до конца, всегда оставляя за собой тайну-другую. Стоит перенять это правило и для создаваемого мира. Пусть я никогда не узнаю, почему драконы раз в десять лет уединяются в горах или как феникс выбирает время, когда ему сгореть. Равно можно оставить без пояснений и некоторые обычаи, лишь бы у меня создалось впечатление, что ответ всё-таки есть, хоть мы его и не знаем. Мир, который не раскрыт до конца, манит к себе. К тому же нераскрытые секреты позволяют со временем к нему вернуться и написать продолжение. 8). Что касается героев, то первое правило: не нужно реализовываться за их счет! Возможно тебе очень досадили вечно пьяные электрики или соседи сверху, но это не повод подробно описывать как герой ставит на место и соседей, и электрика, и еще с полсотни всевозможных пакостных личностей. Попутно используя весь имеющийся арсенал оружия и способностей! Подумай хотя бы о том, что это мелко. 9). Традиционно в произведении выделяют главных и второстепенных героев. Заметь, ключевое слово здесь - именно " героев". Возможно я перенесу парочку " картонных" персонажей, но не стоит устраивать театр одного актёра! Мне будет интересно узнать не только о трудном детстве главного сокрушителя тёмного властелина, но и о его спутниках. И, хоть в это сложно поверить, даже о эпизодических персонажах, встречающихся на пути! Не нужно также передавать все функции одному персонажу, то, что он лидер не означает, что он все делает сам, и уж точно не означает, что весь мир движется по его слову. 10). Кстати, в жизни ситуация " все вокруг дураки, один я умный" реализуется крайне редко. Позволь спутникам иной раз выручать героя, а то и просто быть умнее и сильнее! Также герой должен иметь достойного врага, в конце концов, зачем он нужен-то, такой великий и могущественный, если ему противостоит жалкий слизняк, неспособный сказать и слова в свою защиту? Центральная тема любого сюжета - противостояние. Будь то противостояние конкретному человеку или всему миру, самому себе или хитро ухмыляющемуся властелину тьмы. И не нужно облегчать героям жизнь! Пусть прорываются через превосходящие силы противника, висят на волоске от гибели, стараются найти себя в мире, в общем, всячески доказывают, что достойны награды. Враг должен быть либо близок по силе, либо сильней, - ты ведь не группу детишек на прогулку вывел... 11). Облегчать героям жизнь не стоит и в повседневных делах. Я, как обычный человек, порой страдаю от жары и холода, меня кусают комары, периодически мучает голод и жажда. В списке проблем числятся также: запачканная одежда, подвёрнутые ноги, насморк и прочие прелести жизни. Надо ли уточнять, что я эгоистически хочу, чтобы и герои книги испытывали что-нибудь из этого списка? На самом деле я просто не могу поверить, скажем, в людей, весело прогуливающихся по дремучей чащобе, как по дачному участку. Кстати, не стоит упускать из виду и то, каким образом герои добывают себе пропитание. Если им его только что в руки не всучивают добросердечные крестьяне, то я заподозрю, что герои опустились до того, что их принимают за нищих... 12). Помни, автор, сколь бы не был герой силён, его могуществу и знаниям должен быть положен предел. И лучше, если он будет положен пораньше. Учти, скажем, что за десять лет стать лучшим фехтовальщиком, изощрённым в магии, да ещё и великолепным оратором, знающим сто языков и натренированном в подготовке дворцовых переворотов... Короче стать эти великим человеком за десять лет невозможно. Да и не нужно, зачем плодить рояли? Лучше лишний раз подумай над конкретной ситуацией и подбери решение, которое не потребует внесения дополнительного умения. И персонаж получится более живым. Совершенные герои порядком надоели, это, кстати, относится и к их внешности. 13). Еще один тонкий момент, надеюсь, ты понимаешь, что умения можно и потерять? Это на велосипеде один раз ездить научился, так уже не разучишься. Да и то мастерство потеряешь... А уж планету можно после векового перерыва и вовсе не создать. 14). Не стоит слишком уж стремиться к реализму. В фантастическом произведении он может быть лишь условным, т.е. события не должны противоречить друг другу. А на сколько они соответствуют реалиям мира - не важно. К тому же ни одно произведение не может похвастаться полным реализмом. Потому что такие произведения не выживают! Представь, что вместо красивых информативных диалогов придётся разбирать захламлённые всевозможными междометиями фразы, обсуждения дел на ближайшее время, скучных рассуждений ни о чем... А ведь из этого порой и состоят наши диалоги в жизни. Аналогично невозможно было бы описать ни одну сцену. Всё равно остаются условности, если ты опишешь всё, то это лишь утомит читателя. 15). Неловко даже как-то упоминать, но предыдущий пункт не означает, что нужно плюнуть на всякую логику! Внутренняя непротиворечивость должна соблюдаться строго и неукоснительно. 16). Что касается одежды... Может всё-таки стоит накинуть на плечи бедной героини легкое платьице? Я конечно позабавлюсь описанием, но тебе в плюс точно не засчитаю. Кроме того, разлитый по тексту секс утомляет: меньше слюней, больше дела, автор! Лучше продумай, во что герои могут одеться, чтобы им было удобно в повседневных делах. 17) Сколько можно заимствовать одни и те же образы? Бесконечно кочующие из одного произведения в другое эльфы, орки и прочая живность уже порядком утомили. И не нужно отпираться, что они не такие же! Мы не на суде, а я не обвинитель, чтобы хвататься за букву закона. Будь честен сам с собой, тебе просто лень придумать новые образы. Именно лень, даже если тебе сильно нравятся эльфы. Существование за счет чужих наработок, без попытки создать свое, до добра не доведёт, так и останешься " автором средней руки". 18). Еще менее похвально заимствовать не из литературы, а из игр. Швыряние файерболов, наложение спелов, каст заклинаний - всё это достаточно убого. Игры изначально создавались лишь как некоторое приближение к действительности, на порядки меньшее, чем книги. И заимствуя образы из игр, ты обедняешь литературу. Её возможности шире! Вспомни магию из " Хроник Амбера", " Волшебника Средиземноморья", похождений сэра Макса, наконец, - это совершенно другой уровень. 19). Если придумываешь религию, то отнесись к богам серьёзно. Мне всё равно какими они будут, но читать очередной " шедевр" о том, как первый попавшийся человечишка, найдя артефакт, пошёл и " подкорректировал" богам лица, попросту скучно. Пусть с ними бьются равные... Кстати, с ними не обязательно биться. Понимаю, эта мысль кажется занудной, но их можно просто оставить в покое. 20). Будь внимателен к высказываемым идеям! Если уж ты написал книгу о том, что милосердие - удел слабых, то не надо потом отнекиваться, что просто пошутил. За слова нужно отвечать, даже если ты автор фантастических произведений. 21). По сегодняшней юмористической фантастике чувствуется, что развлекаются - авторы. Им явно очень смешно. Но беда в том, что чем больше смеётся автор, тем меньше смеха остаётся на долю читателя. Будь тоньше, вспомни, что юмор бывает множества видов. Кроме как глумиться, можно еще и иронизировать, например. Юмористическое произведение может вообще не содержать ни одной шутки, но быть смешным. Кстати, выдергивание табуретки из-под человека всё ещё считается дурной шуткой. 22). Помни и то, что юмора бывает много. Его бывает очень много! Сегодня хохмят все, это поветрие. Будь нонконформистом - будь серьёзен. Когда-то Лец писал: " Очень часто сатире приходится восстанавливать то, что уничтожил пафос." Хорошей сатире - да. Но для такой сатиры нужен особый талант. Так что сегодня пафосу снова приходится восстанавливать то, что уничтожает юмор. 23). Ещё раз про нонконформизм: прекрати бояться высказываться! Не нужно оглядываться на читателей, на наши вкусы. Когда писатель пишет не от души, это чувствуется. Если тебе очень хочется, можешь врезать мне по лицу, за хорошую книгу - прощу. Но не потакай мне! И уж тем более не потакай тем, кто ценит тебя лишь как очередную порцию мозговой жвачки. Не позволяй съесть себя, свои идеи и свои принципы. 24). Я порядком устал от книг, авторы которых всем довольны, всё приемлют и вообще предлагают жить всем в ладу и счастье. При этом они считают, что правильно и так, и этак. И даже вот так. И не нужно ничего объяснять, лишь бы все были правы! Ты такой же? Тогда учти, что твоя книга пройдёт как по маслу, но через год я о тебе и не вспомню. 25). Думай, думай и еще раз думай. Когда подбираешь эпитеты, когда формируешь сюжет, когда расставляешь персонажей. Не гонись за объёмом, но стремись, чтобы каждое твоё слово имело значение! Почитай, для примера, Пушкина, ты не найдешь у него ни единого пустого слова - они все к месту. Попробуй представить то, что описываешь. Получается? Хорошо. Потому что я буду представлять. 26). Не нужно многократно повторять одно и то же. Я не настолько глуп, чтобы не понять со второго, третьего и тем более четвертого раза! 27). Доказывай предложенные книгой идеи на деле. Протестуешь против садизма, так трижды подумай, перед тем как любоваться в тексте очередной сценой отрезания пальца. Требуешь не потакать своим страстям - прекрати описывать постельные сцены во всех подробностях на несколько страниц. Покажи пример! В противном случае я вряд ли отнесусь к твоим словам серьёзно. 28). Выстраивая отношения между влюбленными (а равно и между не очень), задумайся, стоит ли пихать их в постель при первом же проблеске чувства? Между прочим, ночью можно ещё и поговорить. Глядя на звезды. Такое забытое развлечение! Или настоящие мачо не разговаривают, а настоящие леди ложатся в постель при первой возможности? Прекращай измываться над героями, они не кролики. Позволь им сначала узнать друг друга, добавь романтики... Мне, как читателю, уже порядком надоели озабоченные герои. 29). Выдумывая очередного монстра, подумай, какое место он занимает в экосистеме мира. Если это здоровенная тварь, сжирающая одним махом несколько коней, то задайся вопросом: а что же она ест обычно? Даже одна такая тварь за месяц выжрет всю фауну и сама подохнет от голода. Соответственно, либо где-то поблизости водятся не менее здоровенные травоядные, либо тварь после сытного обеда заваливается спать на несколько дней. Более оригинальные варианты приветствуются, лишь бы смотрелись логично. 30). Ты видел где-нибудь в природе, чтобы подземные жители имели плавники? Видимо, они им просто не нужны, согласись. Аналогично и тебе, автор, стоит подумать о назначении всех тех атрибутов, которыми ты наделяешь существо. Не обязательно детально и уж точно необязательно это прописывать, но какая-то логика должна быть соблюдена. Хорошо ещё, если у птицы обнаруживается здоровенный витой рог, в конце концов можно попробовать предположить зачем он... А вот житель пустыни, непрерывно выделяющий слизь по всему телу, - это уже совсем не смешно. Пожалей скотинку, она же помереть давно должна была от обезвоживания!
|