Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды памяти. Типы памяти.
Классификация видов памяти Носитель информации - видовая (генетическая). Днк, память организма - историческая (социальная). Знаковые системы и письменность - индивидуальная. Отдельного человека. Мозг
Классические бинарные классификации По мнемической цели - произвольная - непроизвольная По наличию мнемического средства - непосредственная - опосредствованная. Через закономерности По зависимости от способа запоминания - механическая - осмысленная
Уровневая классификация. По Запоминаемому материалу По уровню развития - моторная - аффективная - образная. Зрительная, слуховая, болевая и тэ дэ - словесно-логическая
Когнитивная псих По времени хранения - ультракратковременная. Сенсорная. 250 мс- 2-4с. - кратковременная. Рабочая. 20-30 секунд без повторения - долговременная. Минуты, часы и хоть годы. Формирование индив. опыта *декларативная. На знания #семантическая, на знания вообще #эпизодическая, на эпизода своей жизни *недекларативная, процедурная. На навыки и умения
По степени осознанности - эксплицитная. Сознательная, произвольное воспроизведение, основанное на воспоминаниях о личной жизни или на фактах знаний. - имплицитная. Проявляется в поведении, действиях и навыках без сознательного контроля над их осуществлением. Сюда же - неврозы и фобии.
По содержанию - ретроспективная. На факты, людей, слова и информацию, которые мы пережили в прошлом и сейчас воспроизводим. По содержанию - все, что мы знали о ком-то или чем-то. Релевантна прошлым событиям. - проспективная. О том, что мы собираемся сделать. На будущее. Содержание сосредоточено на том, что нам нужно сделать. Минимум информации о цели к определенному моменту. Релевантна планам и целям на ближайшее время.
Память и научение Обучение. Процесс целенаправленной передачи и усвоения опыта, формирование знаний, умений и навыков. Изменения в сфере интеллекта. Воспитание. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования установок, принципов и ценностных ориентаций. Изменение мотивационной сферы. Научение. Относительно постоянное изменение в потенциальных возможностях поведения человека. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, новых форм поведения (актуальных и потенциальных). - облигатное. Обязательно для всех видов - доучивание инстинктов до их правильного вида. Генетически заложенная форма поведение. - факультативное. Все остальное
По характеру активности субъекта - научение - реактивные. Активность минимальна. Ответ на стимул *хабитуация. Неменяющийся стимул, мы привыкаем к нему *сенсибилизация. Слабый раздражитель, мы настраиваемся и скоро его чувствуем. *импринтинг. Запечатление удовлетворяющего потребность предмета. *условный рефлекс. Реакция на условный раздражитель: несколько раз нейтральный раздражитель предъявляется с безусловным - оперантное. Субъект активен. *методом проб и ошибок. *программированное научение. Скиннер. Сложное действие разбивается на этапы. Учимся постепенно. *подражание. Можно сделать все верно, но не понимать смысл этого. *виккарное. Бандура. Наблюдение за моделью, если нам нравятся действия, мы их усваиваем - когнитивное. *инсайт. Озарение *научение сложным навыкам *методом рассуждения вслух
Уровневая классификация видов памяти (Блонский) В своей работе П.П. Блонский выдвигает гипотезу, что все виды памяти могут фактически являться лишь различными уровнями ее развития. Соответственно, он выделяет 4 вида памяти [1]: -моторную (проявляется в виде условных рефлексов). Согласно Лебо, начинает развиваться раньше остальных форм и после полового созревания не прогрессирует. -аффективную (ставится под вопрос даже факт ее существования). Предполагается эмоциональная реакция на знакомый объект. -образную (припоминание через ассоциации функционирует с 6 месяцев, а свободные воспоминания появляются лишь на втором году жизни). Согласно Штерну, перестает прогрессировать с юношеского возраста. -логическую (начинает проявляться с 3-4 лет). Согласно Жане, функционирование продолжается до юношества, окончание периода не выявлено. Таким образом, он формулирует тезис о том, что основные виды памяти являются различными генетическими уровнями. В связи с этим он выдвигает несколько доказательств своей теории. Во-первых, в онтогенетическом развитии раньше всего проявляется моторная память, далее – аффективная и образная, и лишь в конце – логическая. Во-вторых, Блонский отмечает, что расцвет каждого вида памяти наступает постепенно и в определенное время. В раннем детстве важно приобретение необходимых привычек, в дошкольном возрасте ребенок учится образному мышлению и лишь с началом школьного возраста он овладевает логической памятью. В-третьих, как писал Жане, в филогенезе эти виды памяти так же последовательно сменяются друг другом. И в-четвертых, это постепенный переход от движения без сознания к мышлению. Таким образом, память, переходя в более высокую форму, все больше сродняется с мышлением. Проблема разделения памяти и мышления до сих пор стоит весьма остро.
|