Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.
НАУЧЕНИЕ, изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций В том частном случае, когда приобретение опыта – знаний, навыков, умений – определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе передачи такого опыта). Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии. Виды научения: Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям. Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми.. — импринтинг, - это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту (эксперименты Лоренца). В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевленной предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним. Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определенные периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. у ребенка существует определенный критический период (до 5 лет) для формирования речи.. — условно-рефЛЕКТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями. Безусловные рефлексы — в основном врожденные, они возникают в ответ на действие раздражителя всегда, без каких-либо предварительных условий (отсюда — безусловные). Условные рефлексы — новые, приобретенные; они вырабатываются при соблюдении определенных условий (отсюда — условные) Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. ПАВЛОВ ЭКСПЕРИМЕНТЫ — Оперантное научение. Это формирование оперантных (инструментальных) условных рефлексов— активных действий (операций), направленных на достижение цели. Два основных вида такого научения — это метод проб и ошибок и социальное научение — социальное научение
|