Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтогенез (Выготский)
В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, вскоре — аффективная память, несколько позже — образная память и гораздо позже — логическая память. Расцвет функционирования одной памяти сменяет такой же расцвет другой памяти. Ранее детство является возрастом максимально интенсивного приобретения привычек, тогда же обнаруживается так называемое " образное мышление", то есть, воображение — воспроизводящего и продуктивного в дошкольном возрасте. Наконец, в школьном возрасте, и чем старше он, тем больше, на первый план выступает логическая память.
Историческое развитие памяти, по мнению Льва Семеновича Выготского (1896 1934), начинается тогда, когда «человек переходит от пользования своей памятью как естественной силой к господству над ней». Так, например, охотник в джунглях Амазонии должен научиться не просто распознавать следы членов cвoeгo племени как своеобразные указатели, воскрешающие в eгo памяти образы знакомых людей, а создавать новые искусственные знаки для опосредствования своей памяти. Говоря более cтрого, в рамках культурно", историческогo подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регyлируемым, опосредствованным знаками, специфически человеческим формам памяти. Наиболее полно принцип культурно - исторической детерминации психики был раскрыт в теории высших психических функций, разработанной л. с. Выготским. Он предположил существование двух линий развития психики натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции. Непроизвольная память ребенка или дикаря это пример натуральных или естественных психических функций. Ребенок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что «запомнилось». Натуральные психические функции это cвоего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции (в нашем случае произвольная память). Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики знаками и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе eгo исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др.» (Выготский л. с. с. 127). Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека принципиальна: они определяют качественно новый этап и качественно иную форму существования психики (условия ее возникновения, способы детерминации и организации). Вернемся к пастуху из племени свази, о котором говорил Ф. ч. Бартлетт. Как ему, не владеющему счетом, запомнить коров, предназначенных для продажи? для этого необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить eгo перед глазами «< Вижу белую корову с пятнами, потом пеструю» и т.д.). Скорее вceгo, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет «просто» сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».
|