Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности умирающего человека, его семьи и близких
За тяжелобольными и умирающими требуется постоянное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть. Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской компетентности, а во-вторых, нашего человеческого отношения к нему. Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следует учитывать потребности умирающего пациента: ■ хороший контроль за проявлениями болезни (сле ■ ощущение безопасности (по возможности не остав 727 ■ желание чувствовать себя нужным и никому не быть ■ человеческое общение (контакт), благосклонность; ■ возможность обсуждать процесс умирания; ■ возможность принимать участие в решениях (чув ■ желание быть понятым, несмотря на любое настроение. Родственники страдают, переживают, не знают, что и как говорить безнадежно больному человеку. Замалчивание вызывает дополнительную напряженность. Некоторых родственников необходимо проконсультировать, как правильно вести себя во время визитов. Для обреченного человека часто бывает важно само присутствие родственников, близких, ощущение, что он не одинок. Близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит сам обреченный. Горевание начинается до наступления смерти и продолжается в течение нескольких месяцев или даже нескольких лет после смерти. Родственникам требуется психологическая поддержка. Разговаривать с ними следует тактично, не навязывать ни им, ни пациенту свои собственные ожидания в связи с переживаемым горем. Окруженные вниманием, заботой, поддержкой родственники и близкие обреченного человека смогут легче пережить потерю. Стадии горя (траура), которые проходят родные умершего больного (DOYLE, 1990)
728
Особенности общения медицинского работника с умирающим Жизнь — драгоценный дар, а смерть является неотъемлемым фактором жизни и может быть скоропостижной или являться результатом неизлечимой болезни. Разные люди встречают смерть по-разному. Верующие люди, имеющие представление о том, что с ними будет после смерти, встречают смерть радостно или спокойно. Научно доказано и известно, что психическое состояние умирающего человека проходит через четыре стадии: ■ первая стадия — растерянность. Тяжелобольной че ■ вторая стадия —- протеста. Человек реально вос Агрессия направлена на внешние причины его состояния. Тяжелобольной человек считает, что такими причинами являются кто-то из его родственников или конкретные люди, например, врачи, которые не так его лечили, затянули курс лечения напрасными процедурами, контролирующими его состояние здоровья, продолжительными сроками выполнения анализов. Иногда агрессия направлена на Бога — он к ним несправедлив! Винит больной человек только себя и причину ищет только в себе. («Я сам виноват!», «Это кара за мои грехи»). Эту стадию больные люди и их близкие переносят очень трудно и испытывают страх за будущее. В этот период важными компонентами общения являются эмпатия и рефлексия. Не давайте обещаний, говоря: «Всё будет хорошо». Этим медицинская сестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с тяжелобольным человеком, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человеческими реакциями и требуют сестринского вмешательства. Медицинскому работнику в этот момент важно проявить искренность и уважение, что способствует возникновению и поддержанию доверия между тяжелобольным человеком и другими. Важно добиться такого доверия, которое перерастет в свободное и открытое общение. Больше слушайте, меньше говорите, используйте простые фразы, выясняете скрытые мысли и чувства, перефразируйте высказанные мысли, подбадривайте, планируйте уход и обсуждайте все варианты, приемлемые для него. Важно проявлять уважение, теплоту, расположение и приятие тяжелобольного человека как достойную личность, невзирая на его недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо ему для развития и поддержания состояния здоровья. Важно использовать все компоненты эффективной коммуникации. Они создают благоприятную атмосферу для понимания. Оказывая помощь такому человеку, медицинской сестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем пациента. Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента; ■ третья стадия — депрессия. Тяжелобольной человек испытывает слабость, жалость к себе. Иногда возникает тоска, апатия, уныние. Он не хочет видеть тех, кто обращается к нему с пустыми, ничего не значащими разговорами. Он хочет остаться наедине с собой или самым близким, родным человеком. Он уходит в себя, не думает о земных заботах. В это время постарайтесь не давать советов пациенту или не высказывайте своего мнения. Они могут отрицательно повлиять на принятие решений тяжелобольным человеком. Но нельзя оставаться безучастным. Состояние депрессии усугубляется от бездействия и невнимания медицинской сестры; неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое) могут привести тяжелобольного человека к мыслям о суициде. Поспешная или необоснованная информация о состоянии здоровья, прогнозе заболевания, неверное толкование лечебных и диагностических процедур неправильное хранение сильнодействующих лекарств, могут повлиять на его решения; ■ четвертая стадия ~ принятие. «Все кончено, я умру. Мне надоели эти страдания*. По сути, это победа духа над телом. Появляется чувство легкости, ожидание чего-то нового. Важно проявить внимание, быть культурным и воспитанным человеком, соблюдающим традиции и нормы тяжелобольного человека, принимать во внимание культурные особенности нации и его веру в Бога.
|