Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности умирающего человека, его семьи и близких






За тяжелобольными и умирающими требуется постоян­ное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.

Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской ком­петентности, а во-вторых, нашего человеческого отноше­ния к нему.

Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следу­ет учитывать потребности умирающего пациента:

■ хороший контроль за проявлениями болезни (сле­
дить за внешним видом пациента, дыханием, пуль­
сом, артериальным давлением и физиологическими
отправлениями);

■ ощущение безопасности (по возможности не остав­
лять пациента одного);

727


желание чувствовать себя нужным и никому не быть
в тягость;

■ человеческое общение (контакт), благосклонность;

■ возможность обсуждать процесс умирания;

■ возможность принимать участие в решениях (чув­
ство собственного достоинства);

■ желание быть понятым, несмотря на любое настроение.
Родные и близкие пациента испытывают чувство утра­
ты, нуждаются в заботе во время течения заболевания па­
циента, во время и после его смерти. Смерть является тя­
желым потрясением для родных и близких, а потому к ним
следует отнестись с особым вниманием. Забота о родствен­
никах больного человека, беседы с ними являются неотъемле­
мой частью паллиативного ухода.

Родственники страдают, переживают, не знают, что и как говорить безнадежно больному человеку. Замалчива­ние вызывает дополнительную напряженность. Некоторых родственников необходимо проконсультировать, как пра­вильно вести себя во время визитов. Для обреченного че­ловека часто бывает важно само присутствие родствен­ников, близких, ощущение, что он не одинок.

Близкие умирающего человека проходят те же стадии горевания, которые проходит сам обреченный. Горевание начинается до наступления смерти и продолжается в тече­ние нескольких месяцев или даже нескольких лет после смерти.

Родственникам требуется психологическая поддержка. Разговаривать с ними следует тактично, не навязывать ни им, ни пациенту свои собственные ожидания в связи с переживаемым горем. Окруженные вниманием, заботой, поддержкой родственники и близкие обреченного челове­ка смогут легче пережить потерю.

Стадии горя (траура), которые проходят родные умершего больного (DOYLE, 1990)

 

Стадия Продолжительность Характеристика
Облегчение Несколько дней Сразу после смерти
Ослабление напряжения Около 3 недель Решение практических задач (наследство, страховка и т. п.)

728


 

Стадия Продолжительность Характеристика
Откат 3-4 месяца Чувство неуверенности, одиночество, жалость к себе
Воспоминания 12-15 месяцев Попытка вернуть через воспоминания радости прошлого, галлюцинации, попытка суицида
Начало новой.жизни   Активные занятия домом, семьей, хобби, общение с друзьями, но в день памяти — все еще болезненные чувства

Особенности общения медицинского работника с умирающим

Жизнь — драгоценный дар, а смерть является неотъем­лемым фактором жизни и может быть скоропостижной или являться результатом неизлечимой болезни. Разные люди встречают смерть по-разному. Верующие люди, име­ющие представление о том, что с ними будет после смер­ти, встречают смерть радостно или спокойно.

Научно доказано и известно, что психическое состоя­ние умирающего человека проходит через четыре стадии:

первая стадия — растерянность. Тяжелобольной че­
ловек, получивший вольно или невольно объективную ин­
формацию о состоянии своего здоровья, смертельном ди­
агнозе, испытывает страх и горе, которые могут воспри­
ниматься им по-разному. Защитный психологический ме­
ханизм чаще срабатывает на отрицание факта скорой
смерти (этого не может быть со мной!). Медицинскому ра­
ботнику в этот момент важно проявить беспокойство о
человеке, оказать помощь и содействие. В этот момент
человек пытается осмыслить свое состояние и его трудно
понимать. Для понимания смысла произносимых слов тя­
желобольным человеком требуются сосредоточенность,
отсутствие предубежденности, заинтересованность со сто*
роны медицинских работников;

вторая стадия —- протеста. Человек реально вос­
принимает факт смерти, но реакции на эту информацию
проявляются в виде агрессии или вины.


Агрессия направлена на внешние причины его состоя­ния. Тяжелобольной человек считает, что такими причи­нами являются кто-то из его родственников или конкрет­ные люди, например, врачи, которые не так его лечили, затянули курс лечения напрасными процедурами, конт­ролирующими его состояние здоровья, продолжительны­ми сроками выполнения анализов. Иногда агрессия на­правлена на Бога — он к ним несправедлив!

Винит больной человек только себя и причину ищет только в себе. («Я сам виноват!», «Это кара за мои гре­хи»). Эту стадию больные люди и их близкие переносят очень трудно и испытывают страх за будущее.

В этот период важными компонентами общения явля­ются эмпатия и рефлексия. Не давайте обещаний, говоря: «Всё будет хорошо». Этим медицинская сестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с тяже­лобольным человеком, заставляет его прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человечески­ми реакциями и требуют сестринского вмешательства. Ме­дицинскому работнику в этот момент важно проявить ис­кренность и уважение, что способствует возникновению и поддержанию доверия между тяжелобольным человеком и другими. Важно добиться такого доверия, которое пе­рерастет в свободное и открытое общение. Больше слу­шайте, меньше говорите, используйте простые фразы, вы­ясняете скрытые мысли и чувства, перефразируйте выска­занные мысли, подбадривайте, планируйте уход и обсуж­дайте все варианты, приемлемые для него.

Важно проявлять уважение, теплоту, расположение и приятие тяжелобольного человека как достойную личность, невзирая на его недостатки. Ощущение того, что тебя ува­жают, необходимо ему для развития и поддержания состо­яния здоровья. Важно использовать все компоненты эф­фективной коммуникации. Они создают благоприятную атмосферу для понимания. Оказывая помощь такому че­ловеку, медицинской сестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов об­щения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем


пациента. Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента;

третья стадия — депрессия. Тяжелобольной чело­век испытывает слабость, жалость к себе. Иногда возни­кает тоска, апатия, уныние. Он не хочет видеть тех, кто обращается к нему с пустыми, ничего не значащими раз­говорами. Он хочет остаться наедине с собой или самым близким, родным человеком. Он уходит в себя, не думает

о земных заботах.

В это время постарайтесь не давать советов пациенту или не высказывайте своего мнения. Они могут отрица­тельно повлиять на принятие решений тяжелобольным человеком. Но нельзя оставаться безучастным. Состояние депрессии усугубляется от бездействия и невнимания ме­дицинской сестры; неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жест и другое) могут привести тяжелобольного человека к мыс­лям о суициде. Поспешная или необоснованная информа­ция о состоянии здоровья, прогнозе заболевания, невер­ное толкование лечебных и диагностических процедур не­правильное хранение сильнодействующих лекарств, мо­гут повлиять на его решения;

■ четвертая стадия ~ принятие. «Все кончено, я умру. Мне надоели эти страдания*.

По сути, это победа духа над телом. Появляется чув­ство легкости, ожидание чего-то нового. Важно проявить внимание, быть культурным и воспитанным человеком, соблюдающим традиции и нормы тяжелобольного челове­ка, принимать во внимание культурные особенности на­ции и его веру в Бога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал