Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1 Введение. Русский язык как предмет изучения
План: 1. Основные периоды в изучении русского языка. 2. Синхронический и диахронический аспекты изучения русского языка. 3. Язык и речь. Системная организация и структура языка. 4. Уровни языка. Парадигматические и синтагматические отношения в языке. 1. Научное изучение русского языка имеет многовековую историю. Современное понимание языка восходит к трудам И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова, Ф.де Соссюра. Согласно научным взглядам, язык – сложная иерархически организованная система с уровневой организацией. Основными уровнями языка традиционно признаются: фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Отталкиваясь от греко-римской традиции, отечественное языкознание развивается в русле мировой науки о языке, сохраняя при этом свои специфические черты. Условно можно выделить 4 периода в изучении русского языка: 1) Ломоносовский период, связанный с лингвистическими работами М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, которые разрабатывали теорию стилей, фонетическую транскрипцию, принципы грамматики, орфографии. 2) Период «классического языкознания», завершающийся созданием «Грамматики русского языка» АН СССР (1952-1954гг.). В 19-начале 20в. русская лингвистическая мысль развивалась в следующих направлениях: логико-грамматическом (Буслаев Ф.И. и др), психолого-лингвистическом (А.А.Потебня и др.), формально-грамматическом (Ф.Ф.Фортунатов и др.). Крапнейший вклад трудов Л.В.Щербы, Р.И.Аванесова по фонетике; А.М.Пешковского, А.А.Шахматова, и др. по грамматике. 3) Период «современной лингвистики» - изучение отдельных уровней языка. Труды В.В.Виноградова определили новые методы и приемы исследования языка. Активно изучаются системные отношения в сфере лексики и фразеологии (Д.Н.Шмелев, Н.М.Шанский, и др.); создается учение о морфемике и деривации (Г.О.Винокур, Е.А.Земская, А.Н.Тихонов и др.); развиваются синтаксические теории (В.В.Бабайцева, В.А.Белошапкова и др.). 4) «Новейший период» связан с разработкой проблем прагматической лингвистики, лингвокультурологии, социолингвистики (А.В.Бондарко, В.Г.Костомаров, В.В.Воробьев и др.). 2.
Тема: Предмет и задачи фонетики План: 1. Фонетический уровень языка. 2. Три аспекта характеристики звуков русского языка. 3. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики. Слог. 1.Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил употребления в языке. Одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л.Буланин, А.Н.Гвоздев). Существует экспериментальная фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, общая фонетика. 2. Звуки речи характеризуются в трех аспектах: физическом (акустическом), физиологическом (артикуляционном), собственно языковом (лингвистическом). Акустические свойства звука определяются характером колебаний: ритмические колебания образуют тоны, а неритмические - шумы. Резонаторами являются глотка, ротовая и носовая полости. С точки зрения физиологической звук есть результат работы речевого аппарата. Органы речи по своей роли делятся на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). Лингвистический аспект рассматривает звуки речи как выполняющие определенные функции в языке - различают слова и формы слов. Здесь единицей является фонема, она выполняет смыслоразличительную функцию. 3.Основные фонетические единицы, которые выделяются при членении речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Фраза -наиболее крупная единица, характеризующаяся наличием законченной интонации, и отделена от других фраз паузами. Речевой такт - отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию. Речевой такт делится на фонетические слова - комплекс звуков, объединенный одним ударением. Фонетическое слово делится на слоги, слоги состоят из звуков. Слог - это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Слоги бывают открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые, ударные и безударные. Слоги строятся по закону восходящей звучности. Степень звучности: гласные, сонорные, звонкие согласные, глухие согласные. Слогообразующими являются гласные, но могут быть и сонорные согласные (ко-ра-бль, те-а-тр). Слогораздел основан на законе открытого слога (ко - шка). Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов: в слове всплеск – 7 звуков, но только один гласный и поэтому только 1 слог. Слова бывают односложные, двусложные и многосложные. Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с членением слова для переноса (хо-дьба, хоть-ба; би-тва – бит-ва). Если на стыке морфем оказываются 2 одинаковых согласных, стоящих перед третьим согласным, то граница между слогами проходит между двумя одинаковыми согласными: без-зву-чный, бес-сме-нный). Иллюстративный материал: схемы сегментных единиц речи.
ТЕМА: Фонетические средства русского языка План: 1. Ударение. Типы ударения. Клитики. 2. Интонация, функции интонации. 3. Понятие фонемы. Гласные и согласные. Сильная и слабая позиция. Один из слогов в слове выделяется среди других наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука, а также большей напряженностью артикуляции. Произношение одного из слогов в слове с большей силой называется ударением. Основная функция ударения - организация звуковой оболочки слова. Ударение в русском языке силовое, разноместное, подвижное и неподвижное, бывает основное и побочное. В некоторых словах возможно двоякое ударение: (высоко-высоко, иначе-иначе, обух-обух). Служебные слова не имеют самостоятельного ударения, поэтому они примыкают или к началу ударного слова -проклитик, или к концу - энклитик. Это клитики, которые образуют единое фонетическое слово. 2. Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в Существуют фонетические факторы интонации: мелодика речи – повышение и понижение тона; ритм речи – чередование ударных и безударных слогов; темп речи – скорость произнесения; паузы – перерыв в речи; тембр речи – веселый, мрачный, игривый; интенсивность речи – сила произнесения; фразовое и логическое ударение, которые выделяют слова, важные в смысловом отношении. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует внутри них смысловые отношения. Интонация является средством связи в ССП, СПП, БСП. 3. Слог с физиологической точки зрения – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха (а-та-ка, со-ло-вей). Слоги бывают односложными, двусложными, многосложными. Единичны слова, состоящие 11-12 слогов (акклиматизировавшиеся) В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, выделяются открытые и закрытые. По характеру звука, с которого начинается слог, выделяются прикрытые и неприкрытые слоги. Есть слоги ударные и безударные. Слогив русском языке строятся по закону восходящей звучности. Менее звучными являются согласные шумные глухие, затем следуют согласные звонкие, соноры и йот, максимально звучны гласные. Законы слогоделения действуют только в пределах фонетического слога и не захватывают более крупные фонетические единицы. Слогообразующими являются гласные, но могут быть и сонорные согласные (ко-ра-бль, те-а-тр. Слогораздел основан на законе открытого слога (ко-шка). Тема: Фонетическая транскрипция План: 1.Определение фонетической транскрипции. Знаки ФТ. 2. Основные правила ФТ. 3. Сильные и слабые позиции. 4.Фонетические позиционные чередования. 5. Орфоэпия. 1. Фонетическая транскрипция - это способ передачи на письме устной 2. Правила фонетической транскрипции основаны на правильном определении ударного слога и относительно его определение позиции гласных и согласных фонем. В ФТ должны действовать орфоэпические нормы русского языка в области гласных и согласных. 3. Для гласных сильная позиция - это позиция под ударением. Слабых 4. Изменение (или мена) звуков речи в границах одной морфемы называется чередованием. Фонетическое чередование - на основе фонетических законов, например, оглушение в конце слова. Комбинаторное чередование - когда влияет один звук на другой. Историческое чередование возникает с изменением формы слова (б - бл, в - вл, д - ж и т.д.), например, любить - люблю, ходить - хожу, ловит -ловлю. Влияние соседних звуков друг на друга вызывает процесс ассимиляции и аккомодации, отсюда, например, ассимилятивное смягчение. Смягчение наблюдается у согласных С, З, Н, перед переднеязычными (бантик, снег); Т, Д перед мягкими Л, Н (лютня, сегодня); все согласные перед йот (статья, вьюга). В слабой позиции согласных происходит ассимиляция по глухости – звонкости (оглушение и озвончение). Позиционное чередование гласных происходит в зависимости от позиции по отношению к ударному слогу. Так, у гласных Э, О, А в слабой позиции качественная редукция (первый предударный слог, редуцированные Ь и Ъ во втором предударном и других слабых позициях). Аккомодация (приспособление) – это влияние согласного на произношение соседнего гласного или наоборот. После твердых согласных произносится Ы на мести буквы И (под ы грать, от ы скать), а также на стыке слов и частей сложносокращенных слов (стар- ы -мал, хо ты гры, пед ы нститут). 5. Орфоэпия - совокупность норм литературного языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Понятие «орфоэпия» включает произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и др.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т.е. состав фонем, их качество и реализацию в определенных условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпические нормы отражают действующие в фонетической системе законы и изменения фонем в различных позициях, а также устанавливают произношение некоторых грамматических форм в тех случаях, когда это произношение не определяется действующими фонетическими законами (например, сочетание ЧН или окончания прилагательных –ого). (Знать все орфоэпические нормы).
ТЕМА: Звуковой состав русского языка ПЛАН: 1. Характеристика звуков речи с точки зрения их акустики, 2. Классификация гласных звуков. 3. Классификация согласных звуков. 4. Фонетический разбор (анализ). 1. Звуки речи - комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи. В соответствии со способом произнесения говорят об артикуляции, получаемом звуковом эффекте (об акустике) и о восприятии звуков речи. Артикуляционно каждый звук образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически звуки речи могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Каждый звук речи образуется при участии одного, двух или трех источников: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные - при участии шумового источника (прирезком раскрытии смычки), звонкие взрывные - при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые - при участии шумового источника. Акустические свойства зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов. 2.Гласные -это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании. При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка - степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутостью вперед или назад в полости рта и губ. По подъему различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема; по продвинутости -гласные переднего, среднего и заднего ряда; по работе губ - огубленные (лабиализованные) и нелабиализованные. (Знать таблицу «Треугольник Щербы»). 3.Согласные звуки артикуляционно характеризуются мускульным напряжением в определенной части аппарата. Акустически характеризуются участием шумового источника, хотя к согласным относятся и соноры. По месту образования бывают губные и язычные, соответственно губно-губные и губно-зубные; переднее-средне-и-заднеязычные. По способу образования - смычные (взрывные и аффрикаты, фрикативные, дрожаший, боковой).По участию голоса и шума - сонорные и шумные (звонкие и глухие). По степени подъема языка—твердые и мягкие. (Таблица согласных) 2. Значение фонетического разбора, его порядок и образец см. в методическом пособии «Грамматический разбор в школе и вузе». Иллюстративный материал: Таблицы
|