Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление оборотным капиталом и источниками его финансирования.
Сущность, классификация и кругооборот оборотного капитала. Противоречие между ликвидностью и рентабельностью. Источники формирования оборотного капитала. Типы политики финансирования оборотных средств предприятия. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств. Оборотный капитал – капитал, который полностью переносит свою стоимость на себестоимость готовой продукции и используется в процессе одного операционного цикла. Чистый оборотный капитал = текущие активы – текущие обязательства Классификация I. По видам: -денежные средства -запасы сырья и материалов -запасы готовой продукции -дебиторка -etc. II. По периоду функционирования оборотных активов: -системная часть (СЧ) – постоянная, неизменная часть текущих активов, которая не зависит от сезонных колебаний, т.е. неснижаемый минимум -варьирующая часть (ВЧ) – переменная часть в связи с сезонными колебаниями Постоянная трансформация текущих активов – кругооборот. Цель политики управления оборотным капиталом – определение объема и структуры текущий активов и источников их покрытия и определения эффективного их соотношения. Данная цель должна обеспечивать компромисс между рентабельностью и ликвидностью. 1) При низком уровне текущих активов деятельность не поддерживается должным образом, не хватает оборотных средств – прибыль – MIN. При этом, также очень высок риск потери ликвидности. 2) При некотором оптимальном уровне текущих активов прибыль становиться MAX, однако с точки зрения риск потери ликвидности ситуация не оптимальная. 3) Дальнейшее повышение величины текущих активов приведет к наличию у предприятия временно свободных текущих активов, что приведет к росту издержек на их содержание и приведет к потере рентабельности. Но с точки зрения риска потери ликвидности – оптимум. 4 модели финансирования оборотного капитала. Обозначения: ВА – внеоборотные активы ТА – текущие активы = оборотные активы ТА=СЧ+ВЧ СЧ – системная часть ВЧ – варьирующая часть КЗ – краткосрочная задолженность ДЗ – долгосрочна задолженность СК – собственный капитал ДП – долгосрочные пассивы = СК+ДЗ ЧОК – чистый оборотный капитал = ТА-КЗ I. Идеальная Модель означает, что текущие активы по величине равны краткосрочным обязательствам С позиции ликвидности модель рискованна и не обеспечивает при этом желаемый уровень рентабельности. II. Агрессивная ДП (долгосрочн пассивы) служат источником для покрытия ВА и системной части ТА. С позиции ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничится минимумом текущих активов невозможно. III. Консервативная Пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов, СЧ и ВЧ текущих активов. Данная модель носит искусственный характер, не смотря на достаточно комфортные условия с точки зрения ликвидности и рентабельности. IV. Компромиссная ВА, СЧ текущих активов и приблизительно половина ВЧ текущих активов покрываются долгосрочными пассивами. Данная модель наиболее приемлема. В отдельные моменты времени предприятие может иметь излишние ТА, что отрицательно влияет на рентабельность, однако, это можно рассматривать ак плату за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне. Источники формирования: Собственные: -УК -ДК -РК -Нераспределенка Заемные: - долгосрочные и краткосрочные кредиты банков - займы - инвестиционный налоговый кредит - инвестиционный взнос работников Эффективность использования оборотных средств предприятия оценивается с использованием следующих показателей: 1. Длительность одного оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Определяется по формуле: Д = Со*Тпер/Vp где Со – среднегодовой остаток оборотных средств за период; Тпер – число дней в периоде; Vр – стоимость реализованной продукции 2. Коэффициент оборачиваемости информирует о количестве оборотов, совершаемых за определенный период оборотными средствами организации. Коэффициент рассчитывается по формуле: Ко = Vp/Со Рост показателя говорит об ускорении оборачиваемости. Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для операционной деятельности. 3. Коэффициент загрузки оборотных средств организации характеризует величину оборотных средств, приходящихся на один рубль реализованной продукции: Кз = Со/Vp 4. Рентабельность оборотных средств рассчитывается как отношение прибыли (валовой или чистой) к среднегодовой стоимости оборотных средств: Кобс = Пч/Сср Эффективное использование оборотных средств заключается не только в ускорении их оборачиваемости, но и в снижении затрат на производство и реализацию продукции вследствие экономии отдельных элементов оборотных средств (сырья, материалов, энергии). Важнейшим обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов на предприятии принято считать материалоемкость продукции (Ме) – отношение суммы материальных затрат к объему выпуска или реализации продукции: Частными показателями материалоемкости являются сырьеемкость, металлоемкость, электроемкость, топливо-емкость и энергоемкость; при их расчете в числителе отражаются соответственно количество израсходованного сырья, металла, электроэнергии, топлива и энергии всех видов в натуральном или стоимостном выражении. Обратным показателем материалоемкости выступает материалоотдача, которая определяется по формуле: Чем лучше используются сырье, материалы, полуфабрикаты, энергия, тем ниже материалоемкость и выше матери-алоотдача. 14. Управление запасами. Понятие запасов их виды. Роль запасов в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель управления запасами на предприятии. Модели управления запасами и условия их применеия. Модель Уилсона. Модель оптимального размера партии. Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Запасы: - сырье, материалы, полуфабрикаты - готовая продукция. Виды материальных запасов 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям Запасы в снабжении - это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции. Производственные запасы - формируются в организациях-потребителях, это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящиеся на предприятиях сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса. Сбытовые (товарные) запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения, это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах ГП фирмы производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для продажи. Складские запасы - запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников. Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС. 2.2 Виды запасов по функциональному назначению Текущие запасы - соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначен для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Страховой (гарантийный запас) - предназначен для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях - неприкосновенной. Подготовительный запас - часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т.п.) к потреблению. Сезонные запасы - это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировки. Запасы продвижения - готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио - и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы. Спекулятивные запасы - обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов. Устаревшие (неликвидные) запасы - образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
|