Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законотворческий процесс: понятие и стадии.
Законотворчество – деятельность по изданию законов. Законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений. В теории правотворчества выделяют два этапа правотворческого (законодательного) процесса. 1) предпроектный этап — в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Оценивает потребность в правовом регулировании общество, которое через свои институты — лидеров, СМИ, науку — может оказать влияние на законодателя, и правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.). 2) проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую. Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. Инициатор принятия закона – правительство. В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления: профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента - Подобная деятельность называется лоббизмом (защитники чьих-либо интересов в кулуарах (lobby) парламента). Напр., принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов. Депутат парламента имеет право представить законопроект, который может стать законом. ( Законодат. инициатива – право представить и обязанность рассмотреть законопроект. Законодательный почин – право представлять без обяз-ти рассмотреть.) Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель - высказывание предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. 39. Понятие, виды, правила и приемы юридической техники. Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объект юр.техники - текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Законодатель использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов. Уровень развития юр.техники служит показателем уровня развития правовой культуры общества. Юридическая техника - критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя. Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершен ствования языка правовых актов. Юридическая техника подразделяется на следующие виды: 1) законодательная (правотворческая) техника; 2) техника систематизации нормативно-правовых актов; 3) техника учета нормативно-правовых актов; 4) техника индивидуальных правоприменительных актов. 1. Законодательная правотворческая техника - это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов. Имеет две основные цели: 1) регулировать общественные отношения; 2) сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы. 2. Техника систематизации нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты могут быть систематизированы по следующим признакам: 1) по форме предложения, в котором выражена норма; 2) по степени обобщенности: а) абстрактный способ изложения; б) казуистический способ изложения; 3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный способы). 3. Техника учета нормативно-правовых актов. В настоящее время применяются три способа учета: 1) журнальный учет; 2) картотечный учет; 3) учет с помощью ЭВМ.
|