Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.
Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определенными субъектами и содержит норму права. Нормативно-правовые акты — важнейшие источники права в Российской Федерации и играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права. Нормативно-правовые акты обладают характерными признаками которые подчеркивают, что они с одной стороны, являются источниками юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов. Нормативно-правовому акту присущи следующие особенности: 1) исходит от строго определенных субъектов; 2) принимается в установленном порядке; 3) имеет установленную форму и обязательные реквизиты (название, указание на орган, его принимающий; подпись должностного лица, печать, дата издания и др.); 4) он может быть быстро принят, изменен, отменен; 5) содержит юридическую норму; 6) имеет временные, пространственные субъекты предметов действия. Основной задачей нормативно-правового акта является хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов. Он является наиболее удобной и совершенной формой права как для простых его субъектов, так и для государства. Посредством нормативно-правового акта государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества. Нормативные акты классифицируются по следующим критериям: 1) по сфере деятельности; а) внутренние; б) внешние. 2) по видам; 3) по способу оформления и придания юридической силы: а) первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие; б) утверждаемые акты. 4) по порядку принятия: а) акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке; б) акты, принимаемые на основе единоначалия. Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой, которая показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. В Российской Федерации система нормативных актов включает в себя законы, указы, постановления, инструкции приказы и решения. По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон — это нормативные акты, принятые в особом порядке органом законодательной власти, обладающие высшей юридической силой и регулирующие общественные отношения. В зависимости от значимости законы подразделяются на базовые, или конституционные, и обыкновенные (федеральные). Базовые законы — это нормативные акты, которые закрепляют основные начала государственного и общественного строя, составляют нормативную базу законодательства в государстве. К ним относят конституцию, а также законы, которые вносят изменения и дополнения в конституцию. Конституция Российской Федерации - базовый правовой акт. Она закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, систему органов государственной власти, основные направления законодательного регулирования и порядок нормотворческой деятельности. В Российской Федерации действуют также федерально-конституционные законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. Их следует отнести к группе конституционных законов. Они имеют более сложную процедуру принятия, чем просто федеральные. В России на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президена. Федеральные законы — это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения и издаются в виде кодексов, уставов и текущих законов. Кодексы — нормативные акты, которые содержат общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения. Текущие законы — это нормативные акты, которые регулируют отдельные стороны политики, экономики, культуры. Текущими законами в Российской Федерации являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, одобренные Советом Федераци и распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации, и законы субъектов Федерации — нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются на территорию субъекта. На основе закона, как нормативно-правового акта, принимаются подзаконные акты. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов государственной власти. В Российской Федерации подзаконными являются следующие нормативно-правовые акты: - указы Президента РФ, которые принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после опубликования; - нормативные акты Правительства РФ: постановления и распоряжения, принимаемые на основании федеральных законов, указов Президента, они регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурыми вопросами; и вступают в силу со дня подписания, если в них не установлен другой срок; - нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств): издаются в виде приказов, инструкций, указаний. На уровне субъектов Федерации действуют республиканские законы, акты президентов (в республиках), постановления правительств республик, нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Особой разновидностью нормативно-правовых актов считают локальные нормативные акты (уставы, положения и т. д.), которые действуют в пределах данного предприятия, учреждения. Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права и свободы граждан, гарантии их осуществления, подлежат обязательной государственной регистрации в министерстве юстиции. Государственная регистрация — это проведение правовой экспертизы данных актов, после чего они подлежат официальному опубликанию.
|