Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные концепции правопонимания. Право - система особых правил поведения (юр.норм), выражающих официально признанную волю гражд-ого общества
Право - система особых правил поведения (юр.норм), выражающих официально признанную волю гражд-ого общества, направленную на создание в общ.отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов соц. жизни. Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деят-ти человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. S-т правопонимания конкретный человек, напр: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально. Объект правопонимания право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержание правопонимания составляют знания S-та о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать: 1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал " исследователь"; 2) результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции субъекта; 3) что берется в качестве основы концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида). Представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). В теории правопонимания существует 2 парадигмы: 1. Естественно-правовая теоретическая модель (теория естественного права): право – система естественных прав, существующих независимо от воли государства. В рамках данной парадигмы выделяется философская концепция понимания права: Инстанции. Которые определяют право: -божественный мировой порядок (космологическое естественное право) – Ф.Аквинский - человеческая сущность (антропологическое естественное право) – Аристотель, Спиноза - разум (рациональное естественное право) – Цицерон, кант, Марк Тулий Право (Нерсесянц – философский подход) - форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы, форма бытия, свободы и формальная свобода, а также система нормативной конкретизации, принципа справедливости. 2. Импирико-позитивистская теоретическая модель: сущность и содержание права непосредственно связано с государством Концепции понимания в рамках данной парадигмы: - «нормативная концепция» (юридический позитивизм) -= право создается государством (Кельзен) «Чистая теория права» - основная работа Кельзена (чистая – значит не связанная с различного рода социальными предпосылками и нравственными основаниями) Представитель в современности Алексеев Право (по Алексееву) – система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках права и являющихся обязательным критерием поведения - социологическая (социологический позитивизм) – Право – те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство не создает право, а лишь открывает его и санкционирует.
Парадигма ЕПМ ИПМ Концепции Ф ЮП СП ИП Интегративный подход – попытка объединения в одно понимание философского, социологического и нормативного понимания права Право (Бабаев – через интегративный подход) – система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженное большей частью в законодательстве и регулирующее общественные отношения
|