Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы (источники) права: понятие и классификация.
Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общ.отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов соц. жизни. Источники права - официальные письменные документы, изданные от имени государства, которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права. Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм. Традиционно различают три основных вида источников права: - правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы; - судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т.е. нормы) путем его обязательного применении при решении аналогичных дел; - нормативный акт - определенного вида документ правотворческого органа государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются и сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового права. Судебный прецедент распространен в странах англосаксонской системы права (Великобритания, США). В России и других европейских странах, относящихся к романо-германской системе права, основным источником права являются нормативные акты. В странах мусульманской системы права особую роль в качестве источников права играют религиозные тексты и акты толкования религиозных норм учеными-правоведами. В последнее время в качестве самостоятельного источника права выделяют договоры нормативного содержания. Примером такого источника может служить Федеративный Договор, заключенный между центральными органами гос. власти России и республиками, краями, областями, автономными образованиями в 1992 году. Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами гос-ва, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Норм.акты отличаются от др.источников права (правовых обычаев, судебных прецедентов) тем, что: - принимаются только теми гос.органами, которые наделены соответствующей правотворческой компетенцией; - всегда содержат в себе общеобязательные правила поведения – юр.нормы, которые этим актом устанавливаются, изменяются или отменяются; - находятся между собой в определенной иерархической взаимосвязи; - имеют вид официального письменного документа особой формы, указывающей на принявший нормативный акт орган, наименование акта, дату его принятия, подпись соответствующего должностного лица. В целом норм.акты любой страны составляют единую систему, где каждый отдельный норм.акт занимает строго определенное место в соответствии с его юр. силой, зависящей от уровня властной компетенции принимающего этот акт органа гос-ва. В этой системе выделяются 2 главных уровня норм.актов: законы и подзаконные нормативные акты. В России законы принимаются федер. законодат. органом - Федеральным Собранием, а также законодат. органами субъектов РФ. Подзаконные норм.акты принимаются Президентом РФ и ОИВ. Источниками права в РФ признаются правые обычаи (ст. 5 ГК РФ), международные договоры, акты референдумов (как всероссийских, так и региональных).
|