Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды на происхождение человека 3 страница
Сравнение формационного и цивилизационного
подходов к анализу общественного развития
Подход
| Достоинства (по мнению сторонников)
| Недостатки (по мнению критиков)
| Формационный
| Он позволяет:
– увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
– представить историю человеческого общества как единый процесс;
– установить определенные закономерности исторического развития общества;
– предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран
| – многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;
– большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;
– последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность;
– недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
| Цивилизационный
| – позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
– ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);
–ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
| – при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
– создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
– сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества
|
|
| Причины
|
|
|
|
|
|
|
| Всемирная общность людей, целостность современного мира
противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми
|
| Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания
|
|
|
|
|
|
| Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| интерсоциальные проблемы
|
| проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы
|
| проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран
|
| обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды
|
| преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие черты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| затрагивают жизнедеятельность всего человечества
|
| проявляются как объективный фактор развития общества
|
| настоятельно требуют решения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предполагают международное сотрудничество различных стран
|
| от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации
|
| | | | | | | | | | | |
| Главные (приоритетные) глобальные проблемы
|
|
|
|
| проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
|
| преодоление отсталости развивающихся стран
|
|
|
| экологическая
|
| демографическая
|
|
|
| энергетическая
|
| сырьевая
|
|
|
| продовольственная
|
| использования Мирового океана
|
|
|
|
| мирового освоения космоса
|
| | | | | | | |
| Основные направления разрешения глобальных проблем
|
|
|
|
| Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах
|
| Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
|
|
|
| Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
|
| Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений
|
|
|
| Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций
|
| Четкая международная система прогнозирования
| | | | | |
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
| Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Технологический
|
| Деятельностный
|
| Ценностный
| Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества
|
| Культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность
|
| Культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей
| | | | | | | |
Культура (от лат. возделывание, обрабатывание)
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| в широком смысле слова
|
| в узком смысле слова
|
| |
|
|
|
|
| |
| исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
|
| процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| материальная культура
|
| духовная культура
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека
|
| совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению
| |
|
|
|
|
| |
|
| Функции
|
|
| |
|
|
|
|
| | познавательная –
| целостное представление о народе, стране, эпохе
| | оценочная –
| отбор ценностей, обогащение традиций
| | регулятивная – (нормативная)
| система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
| | информативная –
| передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
| | коммуникативная –
| способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение
| | социализации –
| усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
| |
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Формы и разновидности культуры
русская; украинская; французская и др.
|
|
|
| национальная – мировая; светская – религиозная; западная – восточная
| Культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| элитарная
|
| народная
|
| массовая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
|
| создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
|
| концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры
|
|
|
|
|
|
| субкультура
|
| контркультура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная)
|
| направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
| Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| предмет искусства
|
| форма бытия искусства
|
| |
| человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях
|
| художественное произведение
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| виды искусства
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| архитектура (зодчество)
|
|
|
| театр
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| живопись
|
|
|
| цирк
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| скульптура
|
|
|
| балет
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| декоративно-прикладное искусство
|
|
|
| кино
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| литература
|
|
|
| фотоискусство
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| музыка
|
|
|
| эстрада
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| специфика искусства как формы художественного познания
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | образное и наглядное
|
| специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.)
|
| большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта
| |
| |
| |
| Функции искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
|
| утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
|
|
|
|
|
|
|
| художественно-концептуальная – свойство искусства анализировать состояние окружающего мира
|
| предвосхищения – способность искусства предвосхищать будущее
|
|
|
|
|
|
|
| воспитательная – роль искусства в формировании личности, чувств и мыслей людей
|
| внушающая – воздействие искусства на подсознание людей, на человеческую психику
|
|
|
|
|
|
|
| эстетическая – способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека
|
| гедонистическая – показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие
|
|
|
|
|
|
|
|
| познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Религии современного мира
|
| Ранние религии
| | – родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
– национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
|
| – магия (колдовство);
– тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
– фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
– анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
| |
| | – мировые религии
| |
| | христианство (I в. н.э. в Палестине)
| буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии)
| ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
| |
| |
|
|
|
|
|
|
| | Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (слово " религия" производно от латинского religio " благочестие, набожность, святыня")
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
| Основные функции
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | мировоззренческая
|
| регулятивная
|
| терапевтическая
|
| культуротранслирующая
| | Любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мира
|
| Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность
|
| Религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования
|
| Религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
| |
|
|
|
|
|
|
| |
| коммуникативная
|
| интегрирующая
|
| легитимизирующая
| |
| " Богообщение" – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом
|
| религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания
|
| религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с т.з. высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним
| | | | | | | | | | | | | | | | Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
| Наука
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | как особая система знаний
|
| как особый вид деятельности
|
| как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ)
| |
| |
| | система научных исследований
| |
| | опытно-конструкторские изыскания и др.
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | Виды
|
| Общекультурные характеристики
| | – естественные – гуманитарные;
– фундаментальные – прикладные и т.д.
|
| – рациональность; – критичность; – индивидуальность; – коммуникабельность
| |
|
|
|
|
| |
|
| функции
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| | культурно-мировоззренческая
|
| познавательно-объяснительная
|
| прогностическая
| |
|
|
|
|
| | Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры
|
| Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований
|
| Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.
| |
|