Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды на происхождение человека 4 страница
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Система образования
|
| Основные тенденции в развитии образования
| – дошкольные образовательные учреждения;
– общеобразовательные школы (гимназии);
– профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
– духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты);
– университеты, колледжи, технические школы;
– подготовка научных и научно-педагогических кадров;
– повышение квалификации и переподготовка кадров;
– самостоятельное образование граждан
|
| – демократизация образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование;
– рост продолжительности образования;
– непрерывность образования – работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ;
– гуманизация образования – внимание к личности учащегося, его запросам, интересам, индивидуальным особенностям;
– гуманитаризация образования – повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе;
– интернационализация образования – интеграция образовательных систем;
– компьютеризация образования – использование новых современных технологий обучения
|
|
|
|
|
|
|
| функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| экономическая
|
| социальная
|
| культурная
|
|
|
|
|
| формирование социально-профессиональной структуры общества
|
| социализация личности
|
| использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида
| | | | | | | |
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях
|
|
|
|
|
|
| Моральные требования и представления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нормы поведения
| моральные качества
| нравственные принципы
| морально-психологические механизмы
| высшие моральные ценности
|
| (" не лги"; " не укради"; " не убий"; " почитай старших" и т.д.)
| (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)
| (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)
| (долг, совесть)
| (смысл жизни; свобода; счастье)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регулятивная - регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей
|
| Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | Важнейшие функции морали в обществе:
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
| Источник власти
|
| |
| авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма и др.
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | Субъект власти
|
| Функции власти
|
| Средства власти
|
| Объект власти
| | государство, парламент, политический лидер, политические партии и др.
|
| господство, руководство, управление, координация, организация, контроль
|
| принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др.
|
| человек, масса, социальные слои и группы, и др.
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
| Власть – это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в то числе и принуждение
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Виды власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политическая
|
| Экономическая
|
| Принудительная
|
| Социальная
|
| Культурно-информационная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Способность и умение реализовать функцию общественного управления
|
| Контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности
|
| Контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы
|
| Контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий
|
| Контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные принципы устойчивости власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| легитимность
|
| результативность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Цель разделения властей
|
|
| предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему " сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные положения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции
|
| все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
|
| никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
|
| судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разделение властей и их функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Законодательная (парламент)
|
| Исполнительная (правительство)
|
| Судебная (судьи всех уровней)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представляет интересы граждан, издает законы
|
| управляет государственными делами
|
| следит за соблюдением законов органами власти
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации)
|
| Политические отношения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политическая система общества – это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть
|
|
|
|
|
|
| Политические взгляды, идеи
|
| Политические и правовые нормы и ценности
|
|
|
|
|
|
|
| Политическая культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Функции политической системы
|
|
|
|
|
|
| определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности
|
| организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ
|
|
|
|
|
|
|
| распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей
|
| согласование интересов государства и социальных общностей
|
|
|
|
|
|
|
| формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими
|
| утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности
|
|
|
|
|
|
|
|
| законотворчество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политическая организация общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами
|
|
|
|
|
|
|
| Структура
|
|
|
|
|
|
| Государство (система государственных органов)
|
| Политические партии
|
| Общественно-политические движения и организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теологическая
|
| Патриархальная (Р. Филмер)
| государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле
|
| Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные теории происхождения государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классовая (К. Маркс, В.И. Ленин)
|
| Договорная (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк)
|
| Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович)
| Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов
|
| Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав
|
| Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны
|
|
|
|
|
| Признаки государства
|
| Функции государства
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
|
| 1. Политическая ® государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
| внутренние
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
|
| 2. Экономическая ® государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
|
| 3. Социальная ® осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
|
| 4. Идеологическая ® воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию
|
| 1. Участие в решении глобальных проблем
| внешние
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Обязательность членства в государстве
|
| 2. Обеспечение национальной безопасности
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
|
| 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
|
Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства
| |
|
|
|
|
| | Принципы организации и деятельности
|
| Состав
| | – принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата
|
|
|
|
|
| |
|
| государственные органы – это составные части механизма государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства
| |
|
| | – принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц
| | – принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства
|
|
|
|
|
| |
|
| Признаки
| | – принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата
|
|
|
|
|
| |
|
| – представляют собой самостоятельные элементы государственного аппарата
| | – принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов
|
|
|
|
|
| |
|
| – наделены властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения
| | – принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни
|
|
|
|
|
| |
|
| – образуются и действуют на основе правовых актов, которые определяют их компетенцию
| | – принцип федерализма (в федеральных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
|