Условные обозначения
| Типы речевых ошибок и недочетов
| Примеры
|
|
|
|
Р1 (ошибка)
| Недопонимание значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
| И обратно он начал командовать! (В значении «опять, снова»)
|
Р2 (недочёт)
| Нарушение лексической сочетаемости слов.
| Закоренелые патриоты
|
Р3 (недочёт)
| Употребление лишнего слова (плеоназм).
| Пожилые ветераны
|
Р4 (недочёт)
| Употребление рядом или близко однокоренных слов.
| В рассказе рассказываетсяЙ Я хочу предложить предложениеЙ
|
Р5 (недочёт)
| Неуместное, неоправданное повторение одного и того же слова.
|
|
Р6 (ошибка)
| Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении.
|
|
Р7 (недочёт)
| Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций.
|
|
Р8 (недочёт)
| Стилистическая невыразительность.
|
|
Р9 (ошибка)
| Смешение лексики разных эпох.
|
|
Р10 (недочёт)
| Нарушение порядка слов.
| Тут я увидела в новых джинсах Наташку.
|
Р11 (ошибка)
| Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
| Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
|
Условные обозначения
| Типы грамматических ошибок и недочетов
| Примеры
|
|
|
|
Г1
| Ошибка в образовании слова, несуществующее слово.
| Скипятить чай, надсмехаться, в заде.
|
Г2
| Ошибка в образовании форм слова.
| Без чулков (и: без носок), более младше, с повидлой, ихний, пиша («пиша сочинение»), ложить на стол.
|
Г3
| Ошибка в согласовании.
| С пятистами пятидесятью рублями, держись обоими руками.
|
Г4
| Ошибка в управлении (главное слово требует иного падежа от зависимого слова).
| Уверенность в победу, оплатить за проезд.
|
Г5
| Нарушение связи подлежащего и сказуемого.
| Большинство возражали против такого резкого высказывания.
|
Г6
| Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
| Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
|
Г7
| Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.
| Марью Кириловну заперли в комнату, пытавшуюся спастись от старого князя Верейского.
|
Г8
| Ошибка в построении предложения с однородными членами.
| УрокиЙ учат нас любить литературу и многим хорошим качествам.
|
Г9
| Ошибка в построении сложного предложения.
| Этот городок и был конечным пунктом нашего маршрута, который мы наконец увидели из-за поворота.
|
Г10
| Ошибка в построении предложения с прямой и косвенной речью.
| Марья Ивановна писала, что Швабрин кричит и грубо обращается с ней.
|
Г11
| Пропуск слова.
| Чтобы я приехал и спас её.
|
Г12
| Нарушение границ предложения (парцелляция).
| Когда мы остановились. Было уже темно.
|