цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
оТРИЦАТЕЛЬНОЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
Большое сознание требует проявления, а не постижения. Большое сознание — это то, чем вы обладаете, а не то, что вам следует искать. Чем больше вы будете понимать наш образ мыш ления, тем труднее вам будет говорить о нём. Цель этой беседы состоит в том, чтобы дать вам некото рое представление о нашей практике, но, в сущно сти, о ней незачем говорить, ею надо заниматься. Лучший способ — просто заниматься практикой, ничего не говоря. Когда мы говорим о нашей прак тике, то рискуем быть неправильно понятыми, пото му что истинная практика всегда имеет по крайней мере две стороны, отрицательную и положитель ную. Говоря об отрицательной стороне, мы упус каем из виду положительную, и наоборот. Мы не можем одновременно высказываться и положи тельно, и отрицательно. Поэтому мы не знаем, что сказать. Говорить о буддизме почти невозможно. Так что лучше всего ничего не говорить, а просто заниматься практикой. Поднять палец вверх, на чертить круг, или просто поклониться — можно прибегать и к этому. Если мы поймём это, то поймём, как надо беседо вать о буддизме, и наше общение станет совершен ным. Беседовать станет разновидностью нашей практики, и слушать беседу тоже будет нашей прак тикой. Когда мы практикуем дзадзэн, мы просто практикуем дзадзэн безо всякой идеи достижения. Когда мы говорим о чём-то, мы просто говорим об этом, именно о положительной или отрицательной стороне этого, не пытаясь выразить какую-то интел лектуальную, одностороннюю идею. И мы слушаем сказанное, не пытаясь ограничить себя рамками интеллектуального понимания, не пытаясь понять это лишь с одной точки зрения. Так мы говорим о нашем учении, и так мы слушаем. Способ практики, принятый в школе Сото, всегда имеет две стороны, положительную и отрицатель ную. И наш подход — это подход и хинаяны, и махаяны. Я не раз говорил вам, что наша практика особенно близка хинаяне. По существу, у нас прак тика хинаяны и дух махаяны — жёсткая формаль ная практика и неформальное мышление. Хотя наша практика выглядит очень формальной, наше мышление неформально. И хотя мы каждое утро практикуем дзадзэн одним и тем же образом, нельзя только из-за этого называть эту практику формаль ной. Это вы разделяете вещи на формальные и не формальные. В самой практике нет никакого фор мализма или неформальности. Если у вас сознание махаяны, то что-то из того, что люди называют формальным, может оказаться неформальным. По этому мы говорим, что следовать предписаниям в духе хинаяны значит нарушать предписания в духе махаяны. Если вы соблюдаете наши правила лишь формально, вы утратите дух махаяны. Пока вы не поймёте этого, вы всегда будете стоять перед проб лемой: придерживаться ли вам неукоснительно нашего образа действия — или же не связывать себя никакими формальностями, которые у нас приняты. Но если понять наш образ действия в целом, тогда такой проблемы не возникнет, ибо всё, что вы делаете, есть практика. Если только у вас сознание махаяны, то нет ни практики маха яны, ни практики хинаяны. Хотя и может показаться, что вы нарушаете предписания, на самом деле вы будете соблюдать их в подлинном смысле слова. Вопрос в том, большое у вас сознание или малое. Короче говоря, когда всё, что вы делаете, вы делае те не раздумывая о том, хорошо это или плохо, и делаете это всей душой и телом, — это и будет наш образ действия. Догэн-дзэндзи сказал: «Когда вы высказываете кому-то свои соображения, он, возможно, не со гласится с ними, однако не пытайтесь заставить его понять их умом. Не оспаривайте его мнение, просто слушайте его возражения, пока он сам не поймёт, что в них не так». Это очень интересно. Постарайтесь не навязывать своих мыслей собесед нику, лучше поразмышляйте вместе с ним. Если вы почувствовали, что одержали верх в споре и что это чувство приносит вам удовлетворение, то это также неправильный подход. Не стремитесь взять верх в споре; просто слушайте, что вам говорят; но и вести себя так, словно вы проиграли, тоже не верно. Обычно, когда мы высказываем свои сооб ражения, нам свойственно пытаться насаждать своё учение или навязывать свои мысли. Но ученики дзэн не преследуют особой цели ни когда говорят, ни когда слушают. Иногда мы слушаем, иногда мы говорим; вот и всё. Это всё равно что поздоро ваться: «Доброе утро!» В таком общении мы можем совершенствовать свой образ действия. Ничего не говорить — это, возможно, и очень хорошо, однако из этого не следует, что надо все гда хранить молчание. Всё, что вы делаете, включая и не-делание, — это наша практика. Это проявле ние большого сознания. Таким образом, большое сознание требует проявления, но не постижения. Большое сознание — это то, чем вы обладаете, а не то, что вам следует искать. Большое сознание — это то, о чём мы говорим или что мы проявляем своим действием, или то, чем мы наслаждаемся. Если мы действуем так, то в нашем подходе к со блюдению правил нет ни махаяны, ни хинаяны. Про блема возникает лишь тогда, когда вы стремитесь к достижению какой-то цели с помощью жёсткой, формальной практики. Но если мы станем отно ситься к любой проблеме, стоящей перед нами, как к проявлению большого сознания, проблема пере стаёт быть таковой. Иногда наша проблема будет заключаться в том, что большое сознание очень сложно для постижения; иногда — в том, что оно слишком просто. Но и это тоже большое сознание. Однако, поскольку вы хотите понять, что же имен но оно такое, поскольку вы хотите упростить это сложное большое сознание, оно становится проб лемой для вас. А потому есть ли у вас проблемы в жизни или нет, это зависит от вашего собственно го отношения к ним, от вашего понимания. Если вы обладаете большим сознанием махаяны, у вас не должно быть проблем с пониманием природы ис тины ввиду её двойственного или парадоксального характера. Такое сознание обретается в ходе истин ной практики дзадзэн.
|